Семейное положение

Мы видим (см. таблицу 1.19), что две «крайние» и противоположные мировоззренчески группы — традиционные верующие и атеисты — по своему семейному положению, как и по большинству других характеристик, также представляют собой противоположности.

Среди традиционных верующих меньше, чем в любой другой группе, холостых, разведенных и разошедшихся с супругами, и меньше тех, кто не имеет детей. Среди атеистов представителей всех этих категорий больше, чем в других группах. При этом среди верующих — громадный удельный вес вдовых, что объясняется прежде всего их возрастным и тендерным составом — женщины в России живут почти на десять лет больше, чем мужчины, — и возможно, также и тем, что среди овдовевших больше стремления найти утешение в религии. И хотя среди традиционных верующих меньше лиц, вообще не имеющих детей, среди них больше тех, кто живет с детьми раздельно. Громадное число традиционных верующих (39%) вообще живут одни.

32

«Эклектики» — на втором месте после атеистов по удельному весу разведенных и холостых. При этом надо учитывать, что средний возраст «эклектика» значительно меньше среднего возраста атеиста, так что есть основания полагать, что по числу разводов они способны атеистов догнать.

И снова, как и в случае с доходами, мы видим несоответствие объективного положения и самоощущения. Вдовая одинокая старая женщина — традиционная верующая, — вроде бы не имеет оснований быть особенно довольной семейной жизнью. Но на деле традиционные верующие — самая довольная своей семьей группа.