1. Интерес к политике и политическая активность

Мы начнем не с отношения к тем или иным политическим вопросам, а с того, насколько политика вообще занимает место в сознании людей, принадлежащих к разным мировоззренческим группам. Данные об этом обобщены в таблице 2.1.

49

"В скобках в этой и последующих таблицах приведена разница между удельным весом лиц, дающих данный ответ, в мировоззренческой группе и их удельным весом в выборке в целом.

Мы видим, что представители двух противоположных по своему отношению к религии групп — атеисты и традиционные верующие резко различаются по степени своего интереса к политике. Наибольшую роль политика играет в жизни атеистов, значительно более «политизированных», чем «средние русские»'. Наоборот, традиционные верующие интересуются политикой значительно меньше «средних русских». Заметных различий в интересе к политике между «промежуточными» мировоззренческими группами нет. Верующие за вычетом группы «традиционных» практически ничем не отличаются от неверующих2.

Эти различия в интересе к политике подтверждаются и удельным весом ответов «Не знаю» на политические вопросы. Разумеется, такие ответы теоретически могут говорить о том, что человек напряженно думал над вопросом, но так и не смог решить его. Но чаще всего они говорят просто об отсутствии достаточного интереса. Частично они обобщены в таблице 2.2.

Из соображений экономии места мы приводим данные об ответах «Не знаю» только на некоторые вопросы. Но в ответах на все

50

"В скобках в этой и последующих таблицах приведена разница между удельным весом лиц, дающих данный ответ, в мировоззренческой группе и их удельным весом в выборке в целом.

политические вопросы мы видим одну и ту же картину: наиболее уверенно отвечают атеисты, наименее — традиционные верующие.

Наконец, аналогичную картину дают и ответы на вопросы о готовности предпринимать какие-либо активные политические действия (см. таблицу 2.3).

Традиционные верующие не склонны активно выражать свой протест ни в каких формах. Процент традиционных верующих, которые «никогда бы не стали этого делать» выше в каждой строке. Атеисты, напротив, наиболее готовы к действиям. Однако можно заметить, что представители этой группы, в целом немолодой и с прочным и «приличным» общественным положением, скорее склонны к мирным формам активности — голосованию, петициям, а не к демонстрациям, забастовкам или, тем более, перекрытию железнодорожных путей.

51

Объяснение этих особенностей отношения к политике мировоззренческих групп очевидно в свете того, что мы знаем об их социально-демографическом составе. Естественно, что составляющие большинство традиционных верующих пожилые необразованные и бедные женщины думают о политике и готовы к политическим действиям в меньшей степени, чем типичные российские атеисты — мужчины среднего и старше среднего возраста, образованные и относительно обеспеченные3.

52