2. Религия и государство

Мы переходим от ответов на вопросы, характеризующие интерес к политике и реальную и потенциальную политическую активность, к вопросам, характеризующим собственно политические взгляды. И начинаем с вопросов, ответы на которые должны быть напрямую связаны с отношением к религии, — вопросов об отношении церкви и государства.

Ответы на эти вопросы обобщены в таблице 2.4.

Первое, что бросается в глаза при взгляде на данные таблицы 2.4, — это противоречивость русского массового сознания в этих вопросах, явная «непроясненность» для опрашиваемых, что значат «равные права» и как они соотносятся с привилегиями. Среди всех опрошенных, признающих равноправие религий, — 66%, а выступающих за

53

53

привилегии РПЦ — 51%. Таким образом, существует значительное меньшинство — 17%, которое одновременно и за привилегии, и за равноправие. Такие меньшинства есть во всех мировоззренческих группах, причем в группе традиционных верующих оно достигает 31%4.

Но несмотря на эту непроясненность понятия равных прав, различия в отношении к ним различных мировоззренческих групп достаточно очевидны (хотя и не так велики, как это можно было бы ожидать, исходя из формальной диаметральной противоположности базовых мировоззренческих установок). Традиционные русские православные верующие выступают за привилегии РПЦ (70%) больше, чем население в целом (51%) и представители других групп и прежде всего атеисты (43%).

Ясно, что такое отношение к привилегиям своей церкви — не следствие просто религиозности или даже просто православной религиозности. Требование привилегий для себя не является неотъемлемой частью православного вероучения. Но психологически такая позиция верующих совершенно естественна, тем более, если мы примем во внимание русскую православную традицию государственной национальной церкви и идеологию современной церковной иерархии (см. третью главу).

Значительно более неожиданны ответы атеистов. Среди атеистов сторонников привилегий РПЦ, естественно, меньше, чем в других группах. Тем не менее 43% атеистов — сторонников привилегий православной церкви — это очень, можно сказать, «неестественно» много и говорит о распространенности «прорелигиозных», «пропра-вославных» и национально традиционалистских ориентаций, охвативших при падении коммунистической идеологии все российское общество, включая атеистов. Более того, полностью согласных с правовым равенством религий среди атеистов меньше, чем среди верующих и чем среди всех респондентов. И поскольку образовательный уровень атеистов, как мы уже видели, значительно выше образовательного уровня верующих, и их позиции в целом значительно более продуманны, поддержка значительной частью атеистов привилегий РПЦ трудно списать на случайность, непонимание вопроса и т. д. Мы полагаем, что атеисты — сторонники привилегий — представители вполне осознанной тенденции, на наш взгляд, находящей яркое выражение в политике КПРФ. И одновременно — это первый пример того, что в политических взглядах представителей диаметрально противо-

54

положных по своим мировоззренческим основам групп существуют точки соприкосновения.

Правда, привилегии, сторонниками которых являются такие атеисты, носят скорее символический характер, не затрагивающий реальной повседневной жизни и не предполагающий каких-либо лишений и тягот со стороны атеистов. 50% атеистов, значительно больше, чем представителей любой иной группы, являются сторонниками того, чтобы в школе не преподавалось вообще никакой религии и никакой науки о религии («дети и без того загружены, а в реальной жизни эти знания не нужны») и только 4% согласны с тем, чтобы православие преподавалось в обязательном порядке5.

Наиболыпе сторонников равных прав религий в группе «эклектиков» (71%, среди колеблющихся — 70%, среди всех опрошенных — 65%). При этом в этой же группе довольно мало, меньше, чем в населении в целом, тех, кто вообще против того, чтобы «забивать детям голову ненужными религиозными знаниями». Сочетание интереса к религии, признания ее важности и нетрадиционалистского отношения к ней определяет мировоззрение этой группы, и такая позиция в вопросах взаимоотношений церкви и государства — прямое следствие базовых характеристик ее мировоззрения.

Вопросы отношения церкви и государства имеют непосредственное политическое значение и могут определять отношение к различным партиям и политическим деятелям. Отношение к различным религиям косвенно также может иметь политические «следствия». И естественно предположить, что это отношение должно быть тесно связано с религиозностью и «православностью».