6. Внешнеполитические взгляды

С отношением к разным народам очень тесно связаны внешнеполитические взгляды.

Прежде всего, существует логически ясная связь отношения к православию — национальной русской религии с отношением к русским и отношения к русским — с гордостью за Россию. Эта связь видна в данных, обобщенных в таблице 2.9.

Православные традиционные верующие, таким образом, наиболее патриотичны9. Различия между другими группами невелики.

Но гордость за свою страну может в разных случаях означать очень разные вещи. С какими внешнеполитическими установками связаны гордость и патриотизм в России? Это видно из ответов на внешнеполитические вопросы, обобщенных в таблице 2.10.

Отличия мировоззренческих групп невелики и не всегда для нас объяснимы. Но все же, на наш взгляд, некоторые из них значимы и могут быть интерпретированы. Наиболее патриотичная группа традиционных верующих, очевидно, наиболее «ностальгирует» по СССР. Сразу же за ними по степени такой ностальгии идут атеисты10. Атеис-

65

ты же более, чем другие группы, склонны считать новые государства нежизнеспособными и обреченными на зависимость от России. Опять-таки мы видим некоторые «точки соприкосновения» верующих и атеистов.

Отношение к демократии и рынку

Элементы ностальгии по СССР связаны не только с патриотизмом и со стремлением к великодержавной роли России, но и с ностальгией по социалистическим порядкам, по связанной с ними стабильности и социальной защищенности, по патернализму государства. Таблица 2.11 обобщает ответы на вопросы об отношении к рынку.

Мы видим, что самой «социалистической» группой безоговорочно являются традиционные верующие, что несомненно связано прежде всего с социально-демографическим составом этой группы — преобладанием среди них людей старых и бедных, нуждающихся в государственной поддержке и с тоской вспоминающих старое советское

66

время, когда они были и моложе, и обеспеченнее, и увереннее в себе". Атеисты в ответах на эти вопросы являются скорее сторонниками капитализма, хотя и менее яркими, чем «эклектики»12.

Однако, если мы задаем прямой вопрос, надо ли или нет вернуться к советским порядкам, картина получается несколько иной.

В полном соответствии со всеми вышеуказанными позициями и со своим социальным положением традиционные верующие, хотя советская власть и была «безбожной» и религия при ней преследова-

67

лась, значительно больше, чем представители иных групп, стремятся вернуться к советским порядкам'3. Одновременно при такой постановке вопроса выявляется и относительно много сторонников советской власти среди атеистов. Вообще это совершенно не удивительно, ибо существует тесная связь атеизма и коммунистической идеологии. Но почему при ответах на вопросы о собственности, равенстве и т. д. атеисты не выказывали особых социалистических предпочтений, которые выступают лишь при «лобовой» и жесткой постановке вопроса? Мы думаем, что объяснение этому — в том противоречивом и сложном положении, в котором пребывают принадлежащие к этой группе люди. В этой группе особенно много, как мы это видели в предыдущей главе, людей, занимавших «приличное» или просто хорошее положение при советской власти. И сам факт их самоидентификации как атеистов говорит об их психологической и культурной связи с тем временем, их, в какой-то мере, верности старым идеалам. Отсюда ностальгия по прошлому, по СССР и даже по советским порядкам14. В то же время это — люди, более или менее адаптировавшиеся к капиталистическим условиям, среди них и сейчас много всяких руководителей и даже собственников. Конкуренция их не пугает, а идея имущественного равенства их скорее страшит. Отсюда, очевидно, и заметные противоречия в их позиции.

68

Данные об ответах на разные конкретные вопросы мы можем дополнить данными о политической самоидентификации.

В постсоветской России, стране, где 70 лет господствовала изначально безоговорочно крайне левая идеология, ставшая в ходе своей естественной эволюции символом всего того, что в мире обычно отождествляют с «консерватизмом», но формально сохранившая свое революционное и левое «сакральное ядро», традиционные размежевания на правых и левых и, тем более, на консерваторов и либералов, не применимы или применимы очень плохо и с большими и разными оговорками. В эпоху перестройки «левыми» скорее назывались сторонники рыночных и демократических реформ, а «правыми» — сохранения социалистических порядков. Потом как-то незаметно наименование «левых» перешло к коммунистам, хотя вся их идеологическая система предельно далека от европейского понятия левых, а правыми и консерваторами стали именовать себя, напротив, «молодые реформаторы». Эта невнятица с политической классификацией видна из таблицы 2.13.

Мы видим, что респонденты не могут использовать термины «консерватор» и «либерал» для идентификации своих взглядов, и большинство предпочитает заявлять, что они занимают «средние позиции». Больше, чем представители других групп, этими терминами склонны оперировать наиболее политизированные атеисты, среди которых относительно велик удельный вес и консерваторов, и либералов, причем консерваторы заметно преобладают над либералами. Очевидно, рес-

понденты все же склонны понимать под консерватизмом советский консерватизм, сохранение старых коммунистических ценностей. Термин «либерал» в современной России чуть более определен, чем термин «консерватор» — он содержит такие характеристики, как свобода, терпимость. И на наш взгляд, не случайно, что либералов оказывается больше всего в таких группах, как эклектики и колеблющиеся.

К безоговорочно «левым» и безоговорочно «правым» не относит себя почти никто из респондентов. Но все же и здесь в распределении ответов мы видим определенную логику. Опять-таки наиболее склонны пользоваться такой классификацией политизированные атеисты, среди которых как консерваторы превалируют над либералами, так и левые превалируют над правыми (в России консерватизм и левизна вполне могут совпадать). И опять-таки не случайно, что единственная группа, где правых больше, чем левых (хотя и тех и других крайне мало), — это «эклектики».