Выводы. Поддержка реформ в мировоззренческих группах</p>

Мы видим, что оппозиция капиталистическим реформам сосредоточена в группах с четким и ясным мировоззрением — религиозным или атеистическим. Где же общемировоззренческая опора демократических и рыночных тенденций в российской жизни? Ее нет в обеих исторических российских идеологиях — православии и коммунизме. И в двух выделенных нами общемировоззренческих группах, связанных с этими историческими идеологиями, поддержка демократических и рыночных идей относительно слаба. Но обе эти группы численно невелики и уменьшаются в размерах. Растет же громадный, «промежуточный» между атеистической и религиозной «мировоззренческими крайностями» слой, в котором поддержка этих идей — выше средней по выборке. К этому слою примыкает и выделенная нами в особую категорию группа «эклектиков».

При этом данный слой охватывает более молодые и образованные слои населения. Связь возраста, поддержки реформ и отсутствия

74

четких мировоззренческих позиций можно легко увидеть, если сравнить данные таблицы 2.16 с распределением «средних», неопределенных мировоззренческих позиций (неатеисты и неверующие) в разных возрастных группах.

Таким образом, вроде бы перспективы капиталистических и демократических идей в России отнюдь не безнадежны.

Однако то, что оба исторических и массовых мировоззрения не могут быть для них общемировоззренческими основаниями, какими являются на Западе и религия (и протестантизм и, после второго Ватиканского Собора, католицизм), и проделавшая громадную эволюцию марксистски-социалистическая традиция, что общемировоззренческих оснований у них в российском обществе вообще нет, что существует явная корреляция между приверженностью идеям свободного рынка и демократии и моральной неопределенностью, говорит, что процесс создания демократического и рыночного общества в России будет очень своеобразным и трудным.

75

четких мировоззренческих позиций можно легко увидеть, если сравнить данные таблицы 2.16 с распределением «средних», неопределенных мировоззренческих позиций (неатеисты и неверующие) в разных возрастных группах.

' «Политизированность» атеистов видна также и в том, что представители этой мировоззренческой группы чаще, чем представители других групп, называют общие политические взгляды одним из условий хорошей семейной жизни. Удельный вес согласных с этим в различных группах:

' «Политизированность» атеистов видна также и в том, что представители этой мировоззренческой группы чаще, чем представители других групп, называют общие политические взгляды одним из условий хорошей семейной жизни. Удельный вес согласных с этим в различных группах:

С другой стороны, только 22% атеистов считают, что для семейной жизни важны общие религиозные взгляды. Всего так считают 38% опрошенных, 72% традиционных верующих и 52% всех верующих.

2 Стоит, однако, обратить внимание на значительные различия в ответах представителей вроде бы очень близких групп — неверующих и атеистов. Очевидно, существуют некоторые психологические различия между самоидентификацией как атеиста и как просто неверующего. Самоидентификация как атеиста предполагает активную жизненную позицию. Это — почти политическое заявление. Самоидентификация как неверующего — просто констатация факта.

3 Сфера жизненных интересов традиционных верующих относительно узка, и они проявляют меньший, чем представители других групп, интерес не только к политике. Так, сказали, что работа для них очень важна 61% опрошенных и только 50% традиционных верующих, что семья очень важна — 75% и 71%. Это может объясняться тем, что многие из них — неработающие пенсионеры и люди одинокие. Однако ту же картину мы видим и в отношении к друзьям (28% заявивших, что они очень важны, среди всех опрошенных и 26% среди традиционных верующих) и досугу (18% и среди всех опрошенных, и среди традиционных верующих). Противоположная картина только в отношении к религии, которая «очень важна» лишь для 12% опрошенных и для 56% традиционных верующих.

4 Это видно и из того, что довольно много респондентов (напомним, что мы говорим только о русских респондентах) высказалось и за привилегии для ислама. Всего согласились с привилегиями для ислама 8%, традиционных верующих — 11%, всех верующих — 9%, колеблющихся — 8%, неверующих — 6%, атеистов — 7% и эклектиков — 9%. Эти лица могут быть как сторонниками сознательной позиции привилегии всем «старым» национальным религиям народов России, так и теми, кто просто не очень понимает слово «привилегии».

5 Отношение разных мировоззренческих групп к преподаванию религии в школе:

76

6 Чтобы не загромождать основной текст, мы приводим в нем только часть ответов на различные вопросы сексуальной и семейной этики, которых в нашем опросе было довольно много. Но все ответы говорят о доминировании у верующих традиционного образа семьи, основанной на религиозном и моральном долге и четком разделении ролей. Так, 77% традиционных верующих и 74% опрошенных согласились с тем, что дети обязаны любить родителей вне зависимости от их качеств, и 15% (19%) — что родители должны заслужить любовь детей, 62% (51% среди всех опрошенных) согласились с тем, что родители обязаны делать все возможное для своих детей, даже ценой собственного благополучия, и 11% (14%) — с противоположным утверждением, что родители не должны забывать, что у них есть своя жизнь.

7 На наш взгляд, в моральных взглядах атеистов, чье мировоззрение в той или иной мере связано с коммунистической идеологией или с ее традицией, мы можем усмотреть следы глубинного противоречия коммунистического атеизма, постулировавшего одновременно абсолютную ценность земной жизни и подчинение личности задачам построения коммунистического общества. Абсолютная ценность земной жизни предполагает стремление к счастливой жизни для себя, и совершенно естественно, что в нашем опросе атеисты выражают согласие с утверждением, что «цель жизни — получить от нее все самое хорошее», значительно чаще (62%), чем все опрошенные (54%), и тем более — традиционные верующие (33%). Такое отношение к «смыслу жизни» вроде бы должно вести к «вседозволенности». Но мы видим, что на деле это не так, и атеисты в моральных вопросах отнюдь не диаметральная противоположность верующим.

8 И традиционные верующие, и атеисты — не молодые люди. Молодежи больше среди «переходных» групп с неопределенным мировоззрением и особенно — среди эклектиков. Соответственно и «жесткая мораль» в российском обществе — скорее удел стариков. Какие бы моральные вопросы мы не взяли, ответы молодежи демонстрируют более неопределенную, «мягкую» и «ситуативную» мораль. Приведем только некоторые примеры.

Как и во всех подобных вопросах, очень трудно или просто невозможно вычленить здесь факторы поколения и возраста. Фактор возраста, несомненно, присутствует, и современные юноши и девушки, достигнув в будущем возраста, когда половая активность прекращается, станут занимать в вопросах супружеской измены и сексуальной свободы более жесткую и консервативную позицию. Но

77

на наш взгляд, фактор поколения, времени рождения и воспитания, все же играет большую роль.

9 При всем своем патриотизме традиционные верующие склонны больше, чем опрошенные, принадлежащие к другим группам, ощущать себя представителями относительно мелких общностей — местности и региона (48% и 43% среди всех опрошенных), и меньше — представителями России и русской национальности (40% и 42%). Это — люди, живущие в относительно узком мире.

10 При этом среди традиционных верующих заметно меньше тех, кто считает, что Россия должна помогать бывшим «братьям» из ближнего зарубежья (26% и 37% среди всех опрошенных), и больше тех, кто считает, что она должна думать прежде всего о себе (37% и 33%). Наибольшее стремление помочь проявляют эклектики (42%) и колеблющиеся (41%).

" Для атеистов характерно высокое значение, которое они придают экономическому росту. Традиционные верующие не придают ему такого значения. Для них важнее не перспективы богатства — личного или социального, а стабильность и социальная защищенность. Так, считают, что самая главная задача государства — экономический рост, 76% атеистов и 62% традиционных верующих (среди всех опрошенных — 70%). Безоговорочно признают, что экономический рост важнее социальной защиты, 14% атеистов, 4% традиционных верующих и 8% всех респондентов. Напротив, что социальная защита важнее экономического роста — 6%, 17% и 12%.

12 Особенно большие различия между атеистами и традиционными верующими, самой богатой и самой бедной из мировоззренческих групп, в вопросе о равенстве. Безоговорочно выступают за более равный доход:

13 Очень характерно для психологии традиционных верующих, недовольных настоящим и ностальгирующих по советскому прошлому, но одновременно пассивных и склонных к традиционалистскому послушанию и доверию к начальству, что они выражают большее доверие всем общественным институтам и органам власти (хотя эти институты и органы власти проводят скорее прокапиталистическую и антикоммунистическую политику) Так, Думе доверяют 15% опрошенных и 18% традиционных верующих, правительству — 25% и 32%, милиции — 29% и 22%, СМИ — 40% и 43%, телевидению — 51% и 57%, армии — 54% и 61%

14 В этом отношении очень характерно, что несмотря на то, что материальное положение атеистов лучше, чем других групп, они чаще, чем представители иных мировоззренческих позиций (67% и 62% среди всех опрошенных) называют главной причиной бедности социальную несправедливость. Напротив, самые бедные традиционные верующие называют ее чуть меньше, чем опрошенные в целом (62% и 63%), а лень — чуть чаще (21% и 19%)

15 Как всегда в подобных случаях, невозможно ответить на вопрос: насколько атеистическая и вообще несколько нонконформистская и оппозиционная позиция — следствие трудностей сохранения социального положения в новых условиях, насколько — причина.