Религиозная практика
Мы рассмотрели религиозную самоидентификацию и чисто словесное выражение веры в Бога. Но что стоит за ними? В какой мере утверждения о вере в Бога и идентификация себя как верующего действительно что-то значат?
Посмотрим сначала, как оценивают респонденты важность для них религии и Бога (см. таблицу 1.8).
20
Мы видим, что число людей, утверждающих, что Бог и религия для них важны, растет параллельно с ростом других вербальных показателей религиозности (хотя процент тех, для кого они не важны, остается выше процента тех, для кого они важны).
Посмотрим теперь, как эти утверждения и эта вера претворяются в дела. Начнем с самого простого дела, требующего минимальных усилий, — с посещения церкви (см. таблицу 1.9).
Посещение церквей раз в месяц — нормальное общепринятое в социологии религии измерение религиозности, и по этому измерению Россия находится на одном из последних мест в Европе и мире9. Более того (и это значительно более важно), никакого роста регулярного посещения церквей за весь этот период «религиозного возрождения России» вообще не произошло, несмотря на то, что с открытием
21
громадного числа новых и восстановлением старых церквей теперь ходить в церковь стало намного легче. Выросло, и то не намного, лишь число тех, кто посещает церковь несколько раз в году.
Схожую картину дает и динамика ответов на вопрос: «Как часто Вы молитесь?» (см. таблицу 1.10).
Еще более печальную для РПЦ картину дают ответы на вопрос о причащении, включенный в опрос в 1999 году. Мы приводим данные об этих ответах с распределением по полу и возрасту (см. таблицу 1.11).
Полностью соблюдали пост в 1996 году 4%, в 1999 — те же 4%. В 1996 году 69% заявили, что «практически никогда» не читают Библии. В 1999 году при несколько иной постановке вопроса 44% сказали, что никогда не раскрывали ее.
Только 1% (!) опрошенных (и только 3% верующих) сказали в 1999 году, что они часто общаются со священником, 1% (3%) — что они общаются с ним иногда, 4% (7%) — очень редко, 13% (24%) — в особых ситуациях, таких как похороны, крещение и т. д., и 79% (61%) — никогда.
Как только мы перешли с уровня слов на уровень дел, движение нашего «маятника» стало едва заметным. «Положительное отношение» к церкви оказывается практически не способным перейти в веру, хоть в какой-то мере подкрепленную делами.
22
громадного числа новых и восстановлением старых церквей теперь ходить в церковь стало намного легче. Выросло, и то не намного, лишь число тех, кто посещает церковь несколько раз в году.
Схожую картину дает и динамика ответов на вопрос: «Как часто Вы молитесь?» (см. таблицу 1.10).