1

Наша цель — выявить различия русского и татарского массовых сознаний. Тем не менее первое, что бросается в глаза при изучении материалов опроса, — это не различия, а сходство. Иногда это сходство просто поразительно. Приведем два, на наш взгляд, особенно ярких примера — отношение русских и татар к разным народам и их отношение к разным религиям.

Мы дали респондентам перечень 19 разных народов и попросили их выразить свое отношение к ним («очень хорошее», «хорошее», «плохое» и «очень плохое»). Полученные результаты обобщены в таблице 7.1.

Поскольку русские и татары — народы, исповедующие разные религии, принадлежащие к разным языковым группам и с очень разной историей, можно было бы ожидать, что их оценки будут очень различны. В действительности, однако, как мы можем заметить, этого нет.

Самое первое место по удельному весу полученных «хороших» оценок получили у русских — русские, а у татар — татары — каждый прежде всего любит самого себя. Далее у русских идут их «восточнославянские братья» — украинцы и белорусы, а после них, со значительным отрывом, — татары. У татар сразу же за татарами идут русские. (Как мы видим, в русско-татарских отношениях нет «симметричности», татары оценивают русских значительно выше, чем те — татар). Но дальше у татар — те же украинцы и белорусы.

По числу «хороших» оценок 5—9-е места у русских занимают западные народы: англичане, французы, немцы, американцы и финны. У татар — те же западные народы с почти теми же оценками.

Дальше и у татар, и у русских идут «всякие», и в их оценках различий у русских и татар — больше. Евреи у русских идут сразу же за народами Запада, на десятом месте. У татар они занимают значительно более низкое, 15—16-е место, а на 10-м месте — японцы (удельный вес положительных оценок тот же, что у западных народов). У русских же японцы занимают 11-е место. У русских за японцами идут грузины, узбеки, армяне, эстонцы, китайцы, турки, азербайджанцы и на последнем месте — чеченцы. У татар — турки, узбеки, эстонцы и грузины, китайцы и евреи, азербайджанцы и армяне и на последнем месте — также чеченцы.

Татары, таким образом, несколько лучше, чем русские, относятся ко всем перечисленным народам, кроме евреев, и заметно лучше — к

210

211

восточным, мусульманским и тюркским народам. Русские немного лучше относятся к христианам — армянам, чем к азербайджанцам. Татары — одинаково и к тем и к другим. У русских — относительно большие различия в оценке западных народов и японцев, у татар их нет. Но нетрудно заметить, что эти различия в оценках — лишь некоторая модификация татарами иерархии отношений, в основе своей русской, которую татары принимают, лишь несколько «подправляя». Так, «братья-славяне» русских, украинцы и белорусы, оцениваются татарами, мусульманами и тюрками, в соответствии с русской моде-

212

лью выше (хотя и не настолько выше, как русскими), чем тюрки и мусульмане — узбеки, азербайджанцы и турки. То, что русские оценивают финнов значительно выше, чем очень близких к финнам по культуре эстонцев, легко объясняется русским опытом — финны освободились давно, а эстонцы — недавно, стараются подчеркнуть свою новоприобретенную независимость и дискриминируют приехавших в Эстонию в межвоенный период русских. У татар разница в оценке этих народов меньше, но все же это абсолютно не объяснимое никаким специфическим национально татарским опытом различие есть.

Такую же картину мы видим и в оценке разных религий, данные о чем помещены в таблице 7.2.

Опять-таки на первом месте и у русских, и у татар — «свои» религии, у русских — православие (РПЦ), у татар — ислам. У татар РПЦ — на втором месте и получила 92% «хороших» оценок, у русских ислам — на третьем месте и получил только 57% (мы снова видим «несимметричность» в отношениях друг к другу русских и татар)1. Но в целом и в оценке религий — удивительное сходство и громадная зависимость татарских оценок от русских (притом, что татары ко всем религиям несколько благожелательнее русских, как они несколько благожелательнее и к разным народам). Так, у русских близкий к православию и «западный» католицизм — на втором месте, перед исламом (59%). У татар он — на третьем месте, сразу после православия. Четвертое место и у русских, и у татар занимает Русская Зарубежная Православная церковь. И самые низкие оценки получили те же религии — кришнаиты, пятидесятники, Свидетели Иеговы и адвентисты. В ходе дальнейшего изложения мы приведем еще очень много примеров, демонстрирующих сходство массового сознания русских и татар. На громадное число вопросов представители этих двух народов дают ответы, обусловленные их социальным положением, образованием, возрастом, но практически не зависящие от их национальности. Но приведенные выше примеры, на наш взгляд, не только демонстрируют эту близость, но и показывают ее источник — воздействие на татар русского отношения к миру, «русской идеологии». В этом воздействии, очевидно, есть как компонент влияния более развитой и богатой русской культуры, так и компонент своеобразного «конформизма» меньшинства, которому психологически «удобнее» принимать систему оценок большинства, в том числе и его высокую самооценку. Большинство, напротив, чувствует себя достаточно уверенно и без высокой оценки меньшинства. Отсюда

213

214

несимметричность оценок русскими татар и ислама и татарами русских и православия.

Очень характерно, что русские, живущие в Татарстане, т. е. в какой-то мере в положении, аналогичном положению татар в России в целом, в своих оценках — как бы между «российскими русскими» и татарами. Так, положительные оценки дали татарам 87% татар, 84% русских в России и 99% русских в Татарстане (в том числе «очень положительные» — 46%, 9% и 25%), туркам — 81%, 66% и 77%, исламу — 92%, 57% и 92% («очень положительную» — 57%, 6% и 21%). Даже такую идею, как полная независимость Татарстана, которую разделяют 21% татар, приняли 8% татарстанских русских. Как татары воспринимают господствующую русскую систему оценок, модифицируя ее, так русские в Татарстане — эту господствующую здесь татарскую модификацию. После этого предварительного замечания, без которого, на наш взгляд, нельзя понять данные нашего опроса, мы попытаемся раскрыть эту татарскую модификацию.