3
Ислам для татар — важнейший символ национальности и важнейшая ценность, которую татары готовы отстаивать от «русско-православных» поползновений на официальную роль православия. Хорошо относятся к исламу 98% татар; 59% безоговорочно выбирают для него характеристику «терпимый», те же 59% — «гуманный», 55% — «миролюбивый», 47% — «прогрессивный», 44% — «способствующий развитию культуры», 27% — «способствующий демократии» (обратим внимание на иерархию выбираемых положительных характеристик, в благоприятном влиянии ислама на культуру и демократическое развитие все-таки есть некоторые сомнения). Но как реально ислам воздействует на ценностные ориентации?
Ответить на этот вопрос крайне сложно и на основании наших данных однозначный ответ просто невозможен. Дело прежде всего в том, что социально-демографический состав группы татарских верующих отличается от состава всей татарской выборки. Так, в выборке лиц 18—29 лет — 20%, среди верующих — 14%, 30—39 лет — 20% и 19%, 40—49 лет — 19% и 11%, 50—59 лет — 12% и 27% и старше 60 лет — 26% и 35%. Лиц с образованием меньше 7 классов среди верующих — 26%, в выборке в целом — 18%, с высшим образованием — 11% и 15%.
227
Так же, как и среди русских верующих, среди татарских относительно меньше горожан и мужчин. Вычленить эти факторы мы не в состоянии. Поэтому мы можем лишь показать, с какими ценностными ориентациями связана у татар вера, но не можем четко сказать, где в этих особенностях ценностных ориентаций собственно влияние ислама, а где — других факторов.
Естественно, что, как и русские православные, татарские мусульманские верующие демонстрируют более жесткую мораль, чем неверующие. Одновременно мораль верующих татар несколько жестче и строже, чем мораль верующих русских. Мы не будем приводить все ответы на моральные вопросы и ограничимся лишь несколькими примерами. Так, не согласны с тем, что люди должны пользоваться сексуальной свободой, 67% всех татар и 70% верующих. (У русских не согласны 57% и 60% верующих.) Согласны с тем, что в браке особенно важна супружеская верность, 84% татар и 90% верующих татар. (У русских — 72% и 77%.) В этих и других аналогичных моральных вопросах сказать, что в ответах верующих — от веры, а что — просто от преобладания среди них людей старшего возраста и поколения, которое все — и верующие, и коммунисты-атеисты — имело более строгие моральные оценки, невозможно. Лица старшего поколения дают в ответах на них «отклонения» от средних ответов, сходные с «отклонениями» верующих.
Оптимизма у татарских верующих также больше, чем у русских. Так, «счастливыми» и «очень счастливыми» назвали себя 66% верующих татар (всех татар — 69%), «несчастными» и «очень несчастными» — 28% верующих (столько же, сколько и среди всех опрошенных татар). У русских «счастливы» и «очень счастливы» 48% верующих и 51% всех опрошенных, «несчастны» и «очень несчастны» — 48% и 44%.
В какой-то мере верующие татары больше, чем неверующие, ощущают психологический и культурный барьер с русскими и стремятся этот барьер сохранить. Так, к бракам с русскими верующие татары относятся несколько хуже, чем неверующие. «Очень хорошо» относятся 5% всех татар и 3% верующих, «просто хорошо» — 57% и 50%. Согласны с тем, что переход из ислама в православие — личное дело, 61% всех татар и только 52% верующих. Заявляют, что они порвали бы отношения с таким человеком и что он должен быть наказан, — 5%. Среди неверующих и «колеблющихся» татар таких людей просто нет3. Верующие татары несколько хуже неверующих относятся к разным религиям и дают чуть более высокие оценки предста-
228вителям мусульманских народов и чуть более низкие — западным. И снова мы не можем сказать, что здесь от веры и что — от других факторов. Старики татары, например, вне зависимости от своей религиозности, относятся к смешанным бракам значительно хуже «среднего татарина» и даже хуже «среднего верующего татарина».
Естественно, что среди верующих татар еще больше (71%), чем среди всех опрошенных (61%), тех, кто полностью согласен с равноправием всех религий. Несогласных с этим — 4% верующих и 3% населения. (Среди русских несогласных значительно больше — 17%, а среди верующих русских удельный вес несогласных поднимается до 26%). Одновременно среди татарских верующих несколько больше тех, кто «за» и «полностью за» привилегии для ислама — 21% и 18%. (Среди русских сторонников привилегий православия на порядок больше -— 56% среди верующих и 53% среди всех опрошенных). Процент верующих, считающих, что шариат должен быть реально действующим законом, — совершенно ничтожен (3% верующих и 2% всех опрошенных). Но тех, кто считает, что требования шариата вообще не должны учитываться в законодательстве, среди верующих все-таки заметно меньше — 29% и 34%.
В этой группе вопросов, более или менее непосредственно связанных с религией, различия позиций верующих татар и русских, и особенно верующих русских, — максимальные и больше, чем различия позиций «средних» татар и «средних» русских. Но из ответов на другие вопросы мы видим, что мусульманская религиозность у татар во многом связана с большим, а не меньшим принятием «русских ценностей», большей лояльностью к российскому государству и русской нации и, как и православная религиозность у русских, с вполне советским «социалистическим» консерватизмом.
Так, «очень хорошо» относятся верующие татары к русским и православию даже чаще, чем неверующие. К русским — 37% верующих и 32% всех татар, к православию — 34% и 28%. Поразительно, но и «полностью против» привилегий для РПЦ среди верующих татар несколько меньше, чем среди всех татарских респондентов — 13% и 15%. Доверяют правительству 40% верующих и 34% всех опрошенных, милиции — 53% и 47%, армии — 66% и 57%, РПЦ —51% и 51%. «Очень горды» тем, что они — граждане России, 12% и 11%, «просто горды» — 46% и 45%.
За возвращение к советским временам — 12% верующих и 11% всех татар (для сравнения — 19% верующих русских и 16% всех русских), за то, чтобы как можно быстрее и дальше отойти от них, —
229
5% и 6% (у русских — 5% и 7%). С тем, что распад СССР можно и нужно было предотвратить, согласны 57% верующих и 54% всех татар (у русских — 60% и 55%), с тем, что он был неизбежен — 23% и 32% (у русских — 24% и 30%). Считают, что их взгляды лучше всего выражает КПРФ — те же 15% и среди всех опрошенных татар, и среди верующих (среди русских — 15% и 17%), но готовы голосовать за КПРФ 21% опрошенных и 25% верующих (у русских — 17% и 19%). Все эти отклонения позиций татарских верующих от «среднетатар-ских» — в том же направлении, что и отклонения позиций русских верующих от «среднерусских» и вполне объяснимы особенностями социальной композиции этих групп. Специфически религиозный фактор здесь практически не просматривается.
Таким образом, во-первых, реальный, традиционный ислам в Татарстане, как и православие в России, очень мало, кроме специфических вопросов, связанных с религиозными правами верующих, где он объективно стоит за демократические ценности и противостоит православию, влияет на социально-политические и прочие оценки. Во-вторых, он опять-таки, как и православие, прекрасно уживается с консервативными (в специфически «советском» смысле этого слова) и «лоялистскими» по отношению к России настроениями.
И тем не менее, в одном и очень важном вопросе позиции верующих татар отклоняются от « средиетатарских» в противоположном, «антилоялистском» и сепаратистском направлении. И именно в этом вопросе они отклоняются и от позиции людей старшего поколения. Это — вопрос о будущем Татарстана. С тем, что Татарстан в будущем должен быть полностью независим и вне России, согласились 21% всех опрошенных татар, в том числе 23% верующих, 16% колеблющихся и 18% неверующих, в группе лиц моложе 30 лет — 34%, а в группе лиц старше 60 лет — 15%. Это — очень интересное отклонение, на котором мы еще остановимся в дальнейшем.