3. Американское буржуазное общество и церкви
Про США можно сказать, что они — генератор и рассадник сект, однако США отнюдь не генератор церквей. США скорее, «приемник» церквей: иммиграция со всего мира завезла сюда буквально все христианские церкви, а также — иудаизм, буддизм, ислам, и все они прижились на американской почве. Эта «приживаемость» церквей, подобно, частому появлению сект, говорит о том, что, очевидно, церкви, как и секты, для чего-то нужны американскому обществу, выполняют в нем какие-то функции.
Как при анализе роли сект, так и при анализе роли церквей, мы должны прежде всего ответить на вопрос: что означает употребляемый нами термин, в данном случае — «церковь»? Любые вероисповедные организации, в том числе и самые «яркие» секты, называют себя церквами, понимая под словом «церковь» союз истинно верующих. Но мы употребляем это понятие социологически, а не теологически Для его раскрытия лучше всего сравнить последовательно церковь с сектой. Перечислим по пунктам основные отличия секты и церкви.
1. Секта — организация нового, провозглашенного харизматическим лидером учения. При этом чем более учение новое, чем меньше основатель опирается на авторитет предшествующих религиозных деятелей и Библии, тем более «чистую», «яркую» форму имеет секта. Наоборот^ церковь — Это организация старая, устоявшаяся. Наиболее «чистые», «классические» церкви — католическая и православная — представляют собой результат эволюционного, ничем не прерывавшегося развития секты пер-
44 В ряде американских работ термин «церковь» тождествен термину «деноминации» (например, у Н. Демерета (79)). Мы считаем необходимым «развести» эти понятия. О термине и понятии «деноминация» см. § 4 данной главы.
120
вохристиан, т. е. насчитывают двадцать веков существования.
2. Секта — организация меньшинства, не господствующего, а скорее преследуемого. Церковь окончательно формируется, став тотально господствующей в обществе идеологией, т. е. и идеологией большинства и идеологией господствующих классов. И хотя затем, при разных исторических переменах, она может вновь превратиться в организацию меньшинства, она и в этой новой ситуации сохраняет организационную и идеологическую структуры, сформировавшиеся в ситуации господства и «рассчитанные» на нее.
3. В секте господствуют харизматический авторитет и энтузиазм; учение, культ и организация в секте еще не сформировались, они неформализованны и аморфны. В церкви господствует бюрократическая иерархия, полностью выделившаяся из массы верующих, подчиняющихся устанавливаемой этой иерархией идеологической дисциплине; учение, культ и организация предельно формализованы и имеют догматическое значение. Чем более «чистую» форму являет собой секта, тем меньше в ней догматически определенного, и, наоборот, чем более «чистую» форму являет собою церковь, тем более жестко, догматически определены ее учение и организация. Лютеране могут перейти от епископальной к конгрегацио-нальной форме устройства и радикально менять богослужение и оставаться лютеранами. В католицизме подобное невозможно.
4. Секта отвергает общество. В церкви идеологический комплекс, лежащий в основе «Нового Завета», отчасти отодвинут на задний план, отчасти переосмыслен в связи с тем, что церковь господствует в обществе социального неравенства.
Наряду с этими отличиями в идеологии и организации секты и церкви есть то общее, что отличает их от «основных» американских протестантских вероисповеданий и что делает и церковь, и секту в их «чистых» формах одинаково неприемлемыми для американского общества. И секта, и церковь, разными методами, но стремятся к тотальному контролю над жизнью верующих, и секта, и церковь нетерпимы к любым проявлениям инакомыслия.
Кроме того, церкви сформировывались и были господствующими в обществах с совсем иной социальной организацией, чем американская, и идеологии церквей во мно
121
гом противоречат американской буржуазной системе ценностей.
Наконец, церкви для США инонациональны. Они связаны с иными национальными культурами и иным национальным патриотизмом. Организационно церкви подчиняются или интернациональному центру (Ватикан), или инонациональным центрам.
Подобно тому как секты мы можем расположить в континууме от наиболее «ярких» форм к «смягченным», приближающимся по типу к «основным» протестантским вероисповеданиям, так и церкви мы можем расположить в аналогичном континууме. Наиболее «яркими», «чистыми» церквами являются, несомненно, католицизм и православие, менее «чистые», «смягченные» формы дают те протестантские вероисповедания, которые стали господствующими, государственными и которые обладают относительно жесткой иерархической организацией — англиканство и лютеранство45. Еще более «мягкие» формы — пресвитерианство и голландское реформатство.
Эволюция церквей в США осложняется их специфическим иммигрантским характером, который предельно обостряет противоречие собственно религиозно-догматического и национально-культурного аспектов церковных идеологий. Что мы имеем в виду?
Церковь, господствующая в каком-либо национальном обществе, подвергается различным модификациям, приспосабливающим ее к национальной культуре данного общества. В сознании представителей данной национальности церковь сливается с национальностью (русский — православный, поляк — католик и т. д.), становится как бы элементом национального самосознания. Так как в США церкви иммигрантские, а иммигрант сталкивается с
45 Термин «церковь» обычно употребляется лишь по отношению к христианским вероисповедным организациям. Но, строго говоря, в этом социологическом термине ничего специфически христианского нет. Все мировые религии начинали со стадии, похожей на стадию раннехристианской секты, и все они в ходе своей эволюции и превращения в господствующие в обществе идеологии решали схожие проблемы. Поэтому, очевидно, можно говорить о мусульманских, буддистских церквах. Особую форму идеологии и организации представляет собой иудаизм, который в ряде аспектов (крайне жесткая формализация доктрины и ритуала и нехаризматическое руководство), однако, приближается к «идеальному типу» церкви.
122
колоссальными психологическими и культурными проблемами адаптации, церковь в США начинает выполнять особые функции, которых она на родине не выполняла. Во-первых, церковь —аспект национальной культуры и символ национальности (удержание которого в отличие, скажем, от удержания политической лояльности родине не исключает американизации). Во-вторых, это островок «своих» в море «чужих», группа людей одного происхождения, веры и культуры, поставленных в схожие психологические условия необходимости адаптации к условиям США (152; гл. 8).
Для церквей с национальной, а не интернациональной организацией выполнение этих функций ведет к подчеркиванию на первых порах национального характера и сопротивлению всяким планам объединения с инонациональными церквами того же направления. Поэтому в США очень долго сохраняют самостоятельность церкви, не отличающиеся между собой ничем, кроме национального происхождения (лютеранские церкви: исландская, норвежские, шведские, финские, немецкие и т. д.)46. В церквах же с интернациональной организацией, члены которых, представляющие ранее мало контактировавшие национальности, в США оказались рядом, это ведет к напряжениям и расколам. В православии, в котором нет единого, догматически освященного центра, это привело к относительно быстрому распаду после 1917 г. церкви, многонациональной по составу, но управляемой русской, назначаемой Синодом, иерархией, на множество национальных церквей, находящихся в каноническом подчинении у разных патриархов". В католицизме национальный состав особенно пестрый, а организация централизована, причем централизация эта имеет догматическое значение. Это вело: 1) к бесконечной борьбе различных национальных «партий» за командное положение в американской иерархии; 2) к осужденному Ватиканом плану организации в США национальных, а не территориальных диоцезов («кагенслизм»); 3) к расколу, сопровождающемуся возникновением новых, близких к протестантизму идеоло
46 Поэтому немецкие реформаты предпочитали сближаться и готовы были объединиться скорее с немецкими лютеранами, чем с голландскими реформатами (152; 229).
47 Албанская православная церковь возникла в США даже до появления автокефальной церкви в Албании.
123
гий польской и литовской национальных католических церквей; 4) к организации приходов по национальному признаку при сохранении территориального принципа и организации диоцезов 48.
Наличие этих особых, не характерных для сект проблем усложняет общую и для церквей, и для сект проблему выбора одной из. двух стратегий — изоляции и адаптации.
а) Разумеется, ни о какой территориальной изоляции церкви, подобной мормонскому бегству, речи быть не может— не для того совершалась иммиграция49. Но может быть изоляция духовная, связанная в национальных церквах с борьбой за сохранение национального языка, обычаев и т. д., в интернациональной католической церкви — с созданием колоссальной сети всех родов организаций— школ, колледжей, всех мыслимых видов добровольных обществ, целью которых является максимально возможное ограничение контактов католиков и некатоликов 50
б) Путь адаптации означает усвоение американских ценностей, в том числе вероисповедной терпимости, демо¬кратизацию организации51, освобождение от зависимости от инонационального центра, отказ от национального языка и самоидентификации. Это основной путь, столбовая
48 До сих пор таких национальных приходов очень много. В 1959 г. в Чикаго их было 138 из 279 (43 польских, .27 немецких, 12 итальянских, 10 литовских и т. д.) (194; 114).
49 Тем не менее у ортодоксов-иудаистов с их традицией гетто, есть тенденция и к территориальному обособлению. В этом отношении интересно их поселение в районе Вильямсбурга в Бруклине (99; 144).
50 Сеть эта поистине грандиозна. Это 10 731 (данные за 1964 г.) начальная и 2477 средних католических школ, содержащихся на средства церкви, 300 католических колледжей, «ньюменовские центры» в некатолических колледжах и т. д. Количество же разного рода организаций буквально немыслимо, в их числе такие, как «Гильдия святой Апполонии» — для организации зубной помощи детям католических школ, Женский католический союз Техаса, Голубая армия Фатимской Мадонны—для молитв об обращении России н о мире и т. д. (194; 225). Несколько меньших масштабов, но аналогичные системы создали православные церкви и лютеране- ортодоксы.
51 Как мы уже говорили в первой главе, демократическая организационная структура господствующих в Америке в предреволюционный и революционный период вероисповеданий сыграла громадную роль в становлении буржуазной демократии. Но уже функционирующая буржуазная демократия оказывает «обратное - воздействие» на организационную структуру церквей.
125
Также через расколы и «волнами», соответствующими волнам иммиграции, шел процесс американизации иудаизма. «Древняя», колониальная волна иммиграции—это евреи-сефарды, приехавшие из Бразилии. Вторая — немецкие евреи, принесшие с собой идею реформы иудаизма и создавшие в США реформаторское синагогальное объединение, идеология которого представляла максимально возможное приближение иудаизма к либеральному протестантизму. Более консервативная группа создала другое, «консервативное» синагогальное объединение, куда вошли и наиболее американизировавшиеся представители третьей волны еврейской иммиграции — евреи из Восточной Европы. Но ортодоксальные представители восточноевропейского еврейства не могут найти себе место ни. у реформаторов, ни у консерваторов и создают третье, ортодоксальное объединение. Самые крайние элементы рассматривают и его как недостаточно ортодоксальное и создают свои независимые синагоги (106; 186 и далее; 99) 53.
Но, пожалуй, еще более трудно, чем процесс американизации иудаизма, идет процесс американизации самой «чистой» церкви с громадной централизованной интернациональной организацией — католицизма. Организационное выделение американского католицизма при догматическом значении централизации невозможно, а идеологическая адаптация крайне затрудняется этой централизацией и контролем Ватикана, который в конце прошлого века в связи с идеологической трансформацией американского католицизма был на грани объявления ереси «американизма» (157; 429—432). Процесс американизации католицизма, однако, идет, и его ярким внешним проявлением является избрание президентом католика Кеннеди, в политике которого никаких специфически католических элементов усмотреть не удается54. В последнее
53 Процесс американизации иудаизма идет исключительно сложным путем в результате действия таких внеамериканских факторов, как психологическое воздействие гитлеровского геноцида и возникновение Израиля. Первоначально решительные противники сионизма — реформаторы постепенно переходят на сионистские позиции, они восстанавливают также ряд элементов традиционного иудаистского культа, от которых раньше/Отказались.
54 Более того, возможно, боясь упреков в прокатолической политике, Кеннеди занял резко отрицательную позицию по отношению к попыткам католиков добиться финансирования католических школ. Пересмотр политики в сторону частичного удовлетворения требований католиков произошел при протестанте Джонсоне (Тайм, 1976, 25/XI, 49).
126
время этот процесс сливается с общим процессом трансформации католической идеологии и организации, начавшемся со Второго Ватиканского собора55.
Схожие процессы происходят и в американском православии 56, и даже в буддизме японских иммигрантов
О процессе американизации церквей можно сказать то же, что и о процессе обуржуазивания сект он возможен, относительно легок и практически неизбежен в силу особенностей американской буржуазной идеологической системы. Хотя и иудаизм, и православие, и особенно католическая церковь встречали в американском обществе активное сопротивление и вся история американского католицизма связана с борьбой с антикатоличе
55 Быструю и парадоксальную эволюцию проделала Польская —национальная католическая церковь. Эта церковь, выделившаяся из католицизма специально во имя утверждения польской национальности, создавшая польскую литургию, сделавшая.святыми Мицкевича и Словацкого, сейчас переходит на английский язык и в костелах уже не «белый орел», а американский флаг. Эволюция этой церкви прекрасно разобрана в книге современного польского исследователя X. Кубяка (120).
56 Православные церкви США относительно рано и легко демократизировали организационную структуру, ставшую близкой к организационной структуре епископалов. Есть сильная. тенденция к их организационному объединению в рамках США и выделению из инонациональных церквей. Так, в 1970 г. московский патриарх предоставил автокефалию (независимость) Православной церкви США (русской), признающуюся, однако, не всеми православными церквами. С начала 60-х годов существует объединяющая основные американские православные церкви Постоянная конференция канонических православных епископов, с конца 60-х годов — единое теологическое общество. В богослужении все больше употребляется английский язык (182; 43—44),
Вот яркий эпизод, иллюстрирующий этот процесс американизации православия. В 1968 г. греческая православная церковь США решила провести свой собор не в США, а в Греции для укрепления связей с родиной, поддержки угасающих традиций и г. д. Приехав в Грецию и столкнувшись с реальностью режима полковников и ставшей уже чужой культурой, члены собора фактически пришли к конфликту с греческими властями и церковью. Результат собора оказался противоположным предполагавшемуся: было решено ускоренно переводить богослужение на английский язык и активнее участвовать в жизни США. Американский епископ Яко-вос сказал по этому поводу: «Мы обнаружили, что то, что разделяет Америку и Грецию,— это не просто океан. Это способ мышления» (Тайм, 1968, 16/VIII, 42).
57 Японские буддисты называют себя «Американской буддистской церковью», перевели службу на английский язык, установили днем богослужения воскресенье, создали свои воскресные школы и организацию бойскаутов (Тайм, 1962, 28/Х..32).
127
скими движениями, сами эти движения при всем их субъективном американизме оказывались в противоречии с такими основными, фиксированными в конституции принципами американского общества, как свобода и равноправие вероисповеданий и отделение религии от государства, а католики, напротив, апеллировали именно к этим американским принципам. Поэтому борьба за равные права сопровождалась американизацией, и триумф .американского католицизма — избрание Кеннеди — есть одновременно триумф американской идеологической системы, сумевшей «одомашнить», американизировать католицизм.
И этот процесс американизации одновременно выполняет важнейшие функции прежде всего в адаптации иммигрантов. Американская «система ценностей» не предполагает отказа иммигрантов от такого важного элемента национальной культуры, как религия, как она не предполагает отказа сектанта от секты. И это облегчает процесс адаптации и усвоения американской системы ценностей, ибо религия остается как бы мостиком, связывающим иммигранта с прошлым; и сохранение старой церкви, и ее постепенная американизация, параллельная американизации самих иммигрантов, делают процесс более гладким, постепенным.