Предисловие
Эта книга представляет собой второй том моей истории концепта Дьявола. Цель этого исследования двоякая: во-первых, достичь лучшего понимания природы зла, и, во-вторых, выработать методологию истории и исторического богословия концепций.
В первом томе «Дьявол: восприятие зла от античности до раннего христианства», изданном в 1977 г., был представлен обширный культурный обзор соответствующих представлений, а затем прослеживалось развитие концепта Дьявола в иудейской и раннехристианской мысли вплоть до первого века нашей эры. Настоящий том доводит историю развития этого концепта в христианской мысли до пятого века, к которому уже сложились основные черты традиции. Мое исследование, в основном, посвящается ( христианской традиции, предлагая лишь краткий обзор постапокалиптической иудейской мысли, поскольку в христианстве Дьявол является гораздо более значимой фигурой, чем в иудаизме. Мною затрагиваются обе ветви христианского сообщества, западная и восточная, а также как мыслители, считавшиеся еретиками, так и те, которые признаны ортодоксальными.
В приложении к первому тому я поместил краткое изложение моих личных убеждений, так как в историческом труде не может и не должна отсутствовать точка зрения автора, к тому же, я почувствовал, что в вопросе, имеющем столь большое значение для человечества, как проблема зла, попытаться самому уйти в тень было бы неискренне и трусливо. Моя уверенность в необходимости искренности осталась неизменной, однако мой взгляд на Дьявола несколько видоизменился. Надеюсь, что способность к кор
10
рекции взглядов под влиянием исследований и размышлений является признаком открытости ума.
Во время написания книги «Дьявол» я слишком резко проводил грань между историей и богословием. История может быть автономной по отношению к богословию, но последнее не может не зависеть от первой. Наименее рискованными из богословских построений являются построения исторические. В этом томе я разрабатываю тему взаимоотношений между историей концептов и историческим богословием.
В своей более ранней книге я придавал слишком большое значение предполагаемому будущему фокусу этого концепта; по моему теперешнему мнению, ни происхождение, ни будущее развитие концепта не составляют ее наилучшего определения; сформулировать его сущность можно, скорее, с точки зрения всей его традиции. Я до сих пор склонен полагать, что Дьявол существует, и его деяния болезненным образом проявляются вокруг нас.
Самое раннее из известных христианских изображений Дьявола содержится в Евангелии Раббулы, которые датируются 586 г. Поэтому иллюстрации к данной книге, за исключением фрески IV в., изображающей Адама и Еву со змием (а не самим Сатаной), относятся ко времени, выходящему за рамки периода, охватываемого текстом. Представляется вероятным, что картины VI—IX вв. довольно полно отражают более ранние представления о Дьяволе; общее положение доказывают и четыре более современные иллюстрации. Однако остается все-таки неизвестным, почему до VI в. христианское искусство не изображает Дьявола.
Я выражаю благодарность за помощь и советы: Камерону Эйрхарту, Ларри Айресу, Карлу Т. Беркхоуту, Уилльяму Донахью, Холу Дрейку, Абрахаму Фризену, Ричарду Хечту, Хенри Ансгару Келли, Эрнсту Китцин-геру, Раймундо Паниккару, Кевину Родди, Диане М. Рассел, Дженнифер Рассел, Кею Шьюеру, Тому Вивиану и Уенди Райт. Я также признателен Комитету по исследованиям Калифорнийского университета, Санта-Барбара, за его любезное содействие.
И
Однажды необходимо, наконец, понять, частью какого космоса ты являешься, от какого Владыки космоса берет начало твое существование, и что ты ограничен во времени, и что, если ты не используешь его, чтобы очистить свой разум от тумана, оно пройдет, и тебя больше не будет, и оно больше никогда не вернется.
Марк Аврелий. Размышления.
Мир становится еще богаче от того, что в нем есть Дьявол, — до тех пор, пока мы держим ногу на его шее,
Уильям Джеймс. Разнообразие религиозного опыта.