Техника, связанная с мореходством

Торговля в некотором смысле является механизмом, с помощью которого происходит распространение материальной культуры. Это можно наблюдать в различных сферах, в том числе и в технике кораблестроения и мореходства, которые непосредственно связаны с описанной ранее торговой деятельностью.

В оснастке судов арабы использовали в Средиземноморье опыт, приобретенный в Индийском океане, где в оживленной торговле обширного 'района от Кильвы в Восточной Африке до Малаккского пролива им принадлежала главенствующая роль. Именно в Индийском океане (несмотря на свое западное название) был изобретен «латинский» (треугольный) парус и оснащенное такими парусами судно, а на Средиземном море арабы первыми стали использовать «латинскую» каравеллу. Преимущество подобных судов заключалось в том, что они могли двигаться против ветра; тогда как оснащенные квадратными парусами карраки Средиземноморья могли плыть лишь по ветру. Принцип треугольного паруса был заимствован европейскими корабельщиками и развит ими, это позволило построить более крупные суда, которые смогли пересечь Атлантику и совершить длительные путешествия, приведшие к великим географическим открытиям. Наибольший прогресс был достигнут между 1440—1490 гг. португальскими и испанскими корабельщиками. Было, увеличено число мачт на корабле, а позднее и количество парусов. Стали применять смешанную оснастку: квадратные паруса для фок-мачты и треугольные — для грота и бизани. Полученная таким образом площадь парусов была способна приводить в движение довольно большие суда.

Основные достижения в совершенствовании морского компаса принадлежат поровну европейцам и арабам. Детали неясны, но известно, что от открытия свойств намагниченного куска железа до изготовления инструмента, который годился бы для нужд мореплавателей, было пройдено много этапов. Возможно, первый шаг сделал тот, кто поместил «иглу» или намагниченный кусочек железа на плавающей в воде деревяшке, но ведь за этим первым шагом следовало столько других! Некоторое время считалось, что компас изобрели китайцы

40

в III тысячелетии до н. э., но в основе этого предположения лежит неверное истолкование легенды. Первое свидетельство об использовании компаса китайскими моряками датируется 1100 г. н. э., там же сказано, что они ранее видели, как компасом пользовались иностранцы. Это могли быть арабы, поскольку китайцы к IX в. вели торговлю в Персидском заливе и Красном море. Когда европейцы вступили в контакт с китайскими мореходами, они обнаружили, что китайский компас был хуже их собственного; но летописец путешествия Васко да Гамы полагает, что арабы, которых они встретили в Индийском океане, едва ли уступали португальцам в искусстве мореплавания.

Другой источник приписывает изобретение компаса Флавио Джона из Амальфи в 1302 г. Это сообщение нельзя принимать на веру, поскольку в европейской литературе компас упоминался уже в 1187 и 1206 гг. В арабской литературе он упоминается около 1220 г., возможно, при использовании в восточных водах, а также сообщается о применении компаса при путешествии из Триполи в Александрию в 1242 г. Видимо, Джойа принадлежало какое-то усовершенствование прибора, может быть, добавление циферблата с делениями. Из приведенных фактов с достаточной убедительностью следует, что арабы и жители Западной Европы обменивались познаниями в этом вопросе. Основная заслуга в развитии этого инструмента, возможно, принадлежит арабам, но его дальнейшее усовершенствование — бесспорно дело рук европейцев.

В других направлениях арабы также, хотя и в меньшей степени, внесли свой вклад в развитие европейского мореходства. Портоланы, или морские карты, которые были для мореплавателей важным инструментом, были созданы генуэзцами и др. на основе мусульманских морских карт. Свидетельством тому является и восприятие европейскими языками многих арабских слов. В английском самые заметные из этих заимствований: admiral, cable, shallop (sloop), barque, monsoon, но в других языках их еще больше.

В этой связи можно отметить, что именно от арабов европейцы получили более широкие и точные географии ческие представления о мире. В начале XII в., судя по тому, что писал Уильям Малмсберийский, еще счита-

41

лось, будто весь мир, кроме Европы, принадлежит мусульманам. В середине того же века благодаря деяниям двух сицилийских королей — Рожера II (1130—1154) и его сына Вильгельма I (1154—П66) европейцам стали доступны сравнительно точные сведения об Индии, Китае и северной части Африки. Под покровительством этих государей арабский ученый из Северной Африки и Кордовы ал-Идриси (1100—1166) создал полное описание мира, известного тогда мусульманам. Он изучил труды прежних арабских географов, от имени короля собирал сведения у посещавших Сицилию путешественников и сам много путешествовал — от Азии до западных берегов Англии. Полученные данные он использовал в своей серии из 70 карт (по десять карт на каждый из семи «климатов»), сопроводив каждую карту описанием; в этот труд вошло также добавление, которое иногда называют «Книгой Рожера»6.