Ход Реконкисты в Испании
В первой главе данного обзора шла речь о завоевании арабами Испании и Сицилии, в результате чего их присутствие в Европе стало ощутимым. Вторая глава описывала, как материальная культура арабов распространялась при помощи торговых связей по Западной Европе, как их «красивая жизнь» стала объектом восхищения и подражания. Затем, в третьей главе мы рассмотрели успехи мусульман в области точных наук и философии и отметили долю испанских арабов в этом аспекте мусульманской интеллектуальной жизни. В последующих главах нам предстоит разобраться в том, как Западная Европа откликнулась на вызов, брошенный ей присутствием арабов на ее границах. Прежде всего мы остановимся на военном противодействии, которое в Испании приняло форму Реконкисты, а по всей Западной Европе — форму Крестовых походов. В настоящей главе мы рассмотрим обе эти формы, причем большее внимание уделим не самому ходу событий, а стоящим за этими событиями идеям и мотивировкам. Однако для удобства изложения начнем все же с краткого очерка Реконкисты.
Ход Реконкисты в Испании
Согласно испанским преданиям, некоторая часть ви-сиготской знати вскоре после арабского вторжения укрылась в горных районах Астурии на северо-западе Испании. Из их среды вышел человек — некто Пелайо,— возглавивший сопротивление. Далее рассказывают, что, когда мусульмане послали войска, чтобы подавить мя-
66
тежников, Пелайо полностью разбил арабские отряды. Эти истории следует рассматривать как полулегендарные, хотя несомненно, что в основе их лежат какие-то факты. Но основание королевства Астурия было скорее делом Алфонсо I (739—757), который воспользовался восстанием берберов на северо-западе (ок. 741—742) и смутой в собственно халифате, приведшей к падению Омейядов в 750 г., и основал собственное маленькое государство, обеспечив ему относительную безопасность от нападения арабов. Это событие можно считать началом Реконкисты.
На северо-востоке франки использовали тот же смутный период для того, чтобы отвоевать Нарбонн (751). При Карле Великом (768-—814) произошел прославленный поход на Сарагосу (778), на основе которого возникла «Песнь о Роланде». Но оказывается этот поход вовсе не был частью какой-то общей стратегии наступления, на мусульманскую Испанию, а лишь попыткой использовать арабские неурядицы для расширения франкских владений. Основные интересы Карла Великого были сосредоточены на восточных границах, и захват Барселоны в 801 г. был достаточно единичным фактом.
Два с половиной века после Карла Великого военное положение более или менее стабилизировалось системой марок. Оборона арабского государства базиррвалась на трех крепостях: Сарагосе, Толедо и Мериде, каждой из которых была придана определенная марка, т. е. прилегающая территория. Большая часть страны к югу и востоку от этих крепостей была покорена и управлялась в соответствии с обычными для мусульман правилами. Однако в марках, расположенных к северу и западу от этих крепостей, степень арабского контроля была различной в разных районах и в разные промежутки времени. Арабы часто снаряжали на север летние походы — в карательных целях или для устрашения, но постоянный контроль за севером был весьма слабым, что дало возможность развития мелких независимых центров. Это не означало, что они все время сохраняли независимость: по временам они выплачивали дань арабским правителям марок или центральному правительству в Кордове. Но мелочному вмешательству они не подвергались, и в них сохранялась некая преемственность. Королевство Астурия было первым из таких очагов, за ним последо-
67
вал другой — королевство Леона, на юг от Астурии; они объединились в 924 г. Сообщают, что и Памплона добилась некоторой независимости в 798 г. и в IX в. превратилась в королевство Наварра. Примерно к этому же времени добилось независимости графство Кастилия.
Длительное время независимость эта была непостоянной, то и дело прерывалась. Tax, Абд ар-Рахман III в последние десять лет перед своей смертью в 961 г. был признан сюзереном королем Леона н Астурии, королевой наваррской и графами Кастилии и Барселоны. Этот сюзеренитет противоречил практике восточному-сульманских земель, где покоренные христиане становились зимми, т. е. покровительствуемым меньшинством, и не имели права носить оружие. Испанские христианские руководители, дав Абд ар-Рахману клятву лояльности и обещав платить ему дань, оставляли оружие при себе; видимо, подразумевалось, что они будут сражаться от его имени. Тут арабские государственные деятели проявили себя реалистами: они видели, что система покровительствуемых меньшинств в условиях Северной Испании не оправдывает себя. В этой связи следует отметить также, что религия и религиозные установления оказывали малое влияние на политику мусульман в Испании— во всяком случае, до 1000 г. Возможно, что и с христианской стороны чисто религиозные мотивы не проявлялись до середины X в. Известно, что членами нескольких знатнейших семейств Испании были как христиане, так и мусульмане.
Дробление мусульманской Испании в XI в. предоставило независимым государствам севера возможность к расширению границ. В 1085 г. их усилия увенчались захватом Толедо. Вмешательство Алморавидов и Алмоха-дов из Северной Африки вместе с раздорами среди самих христиан на целый век приостановило Реконкисту. Однако после упадка Алмохадов и объединения Леона и Кастилии в 1230 г. Фердинанд III. возглавивший это объединенное королевство,'смог захватить самое сердце мавританской Испании, заняв Кордову в 1236 г. и Севилью в 1248 г. После этого более двух веков — до объединения Кастилии и Арагона в 1479 г.— положение почти не менялось. Затем один за другим были взяты укрепленные города нзеридского королевства Гранада, и в 1492 г. пала сама Гранада.
68