Значение Реконкисты
Среди испанских авторов была популярна точка зрения, что ведущей силой Реконкисты было неугасающее религиозное рвение христиан католиков в остатках Висиготского королевства. Исторических свидетельств, подтверждающих эту точку зрения, очень мало. Астурия никогда не была особо преданной католицизму, да собственно и не была под властью висиготов. Первые поры-вы к организации независимых государств исходили от сурового духа горцев, от их желания сбросить всякое чуждое господство. Ничто не подтверждает наличия глубокого религиозного чувства на севере в VIII и IX вв. Бесспорно, что в самом арабском государстве в это время мусульмане, христиане и иудеи свободно общались между собой и участвовали в создании общей культуры. Роль религиозных различий еще больше умалялась, во-первых, тем, что многие мусульмане и христиане имели родственников, принадлежавших к другой вере, а во-вторых, почти повсеместным распространением (по край-ней мере, в городах) господствующей культуры. В этой культуре, хотя она и была в известной мере мусульманской, также до конца X в. светские арабские идеи преобладали над собственно религиозными. Так, люди, соприкасавшиеся с этой культурой, не воспринимали ее как религиозную и не противились ей по религиозным мотивам. Рост религиозного энтузиазма среди христиан связан с культом св. Иакова (Сайт Яго) из Компостелы и с паломничеством к его святилищу. Св. Иаков рассматривался как единоутробный брат Христа, а культ и паломничество включали в себя какие-то черты старого галисийского или иберийского предания о «Небесных близнецах»3. Таким образом, начиная с IX в. галисийцы были полностью уверены, что в их войнах им помогает провидение и что, проявив усердие, они непременно победят. Верить в божественную помощь еще не значит приравнивать врага к Антихристу, но чем более их собственные попытки победить проникались христианским Духом, тем чаще название «сарацины», как, вероятно, они именовали противников, стало принимать религиозную окраску. Однако, когда именно противник стал рассматриваться главным образом как религиозный враг, остается неясным.
69
Вполне понятно, что с мусульманской стороны религиозное воодушевление в борьбе появилось лишь после того, как его стали выказывать христиане. Хотя первоначальное вторжение в Испанию и более поздние летние походы можно рассматривать как джихад, скорее всего религиозное рвение их участников было невелико. Несомненно, большинство вдохновляла мысль захватить богатую добычу. Пока у власти в Испании оставались Омейяды, они пытались придать арабскому правлению сходство с Дамасским халифатом. Арабская светская поэзия была предметом восхищения, а подлинная (или выдуманная) племенная генеалогия — предметом гордости. Мусульманским религиозным дисциплинам, за исключением предписаний религии по поводу быта, уделяли мало внимания почти до конца X в. Таким образом, именно рост христианского самосознания и экспансия христианских государств привели арабов Испании к осознанию себя мусульманами, защищающими исламскую территорию. Но тем не менее в борьбе против христиан они так и не обрели полного единства.
Христиане тоже были далеки от единства. Но по мере того как они все более осознавали себя христианами, сражающимися с врагами церкви, у них появлялся стимул к объединению с братьями по вере в военных действиях. У них появилось новое, более широкое представление о себе. Это были уже не просто жители Леона, Наварры, Кастилии, но представители христиан католиков, борющихся против своих врагов. Даже местные королевства рассматривались как части этого христианского воинства. С течением веков это самосознание жителей местных королевств становилось фактором в пользу единства Испании и тесной связи между новой испанской сущностью и воинствующим католицизмом. В этой смысле Испания, как она есть, многим обязана Реконкисте.
Еще одна существенная особенность заключается в том, что люди, осознавшие себя христианами, были теми, кто принимал в той или иной степени участие в создании общей испано-арабской культуры. Северные королевства во многих отношениях восхищались этой культурой и многое от нее переняли. Это распространение на север южной культуры было ускорено двумя факторами. 1. Время от времени христианские короли поощряли
70
христиан с юга селиться в необжитых землях марок и затем постепенно включали эти земли в свои королевства. Естественно, что эти христиане приносили с собой испано-арабскую культуру. 2. По мере того как испанская граница продвигалась на юг, мусульманское население оставалось за ней под христианским владычеством и таким образом увеличивало влияние испано-арабской культуры в северных королевствах. Как мы уже указывали, мало кто из испанцев севера или из жителей Западной Европы осознавал мусульманское происхождение большинства элементов этой культуры, так что для них принятие этой культуры не противоречило оппозиции к создавшей ее религии. Таким путем Испания обрела культуру с важными арабскими элементами —хотя она все более утверждалась в своем католицизме и отрицала, что чем-либо обязана арабам. Приведенная выше точка зрения, которая связывает Реконкисту с якобы висиготским католицизмом в Астурии, представляется таким образом основанной не на исторических фактах, а всего лишь обратной проекцией поздней католической и антисарацинской тенденции.