Начало Крестовых походов и их дальнейшее развитие

При папах реформаторах с их идеями централизации политические устремления курии стали распространяться не только на весь западный христианский мир, но и на отношения с соседями-христианами на востоке. В 1054 г. отношения между Римом и Константинополем обострились из-за ссоры Михаила Церулария с кардиналом Гумбертом, но теперь очевидно, что это не было полным разрывом между Востоком и Западом, как полагали раньше. Между обоими христианскими центрами

74

поддерживалась связь, и там и тут находились сторонники примирения. Тем временем Византийская империя потерпела крупное поражение от тюрок-сельджуков при Манзнкерте (1071) и продолжала испытывать суровый нажим с их стороны, так же как и со стороны европейских язычников. Когда около 1095 г. папа Урбан II (1088—1099) получил от византийского императора просьбу о военной помощи, он понял, что эта помощь может способствовать улучшению отношений между церквами тоже. Клермонская проповедь 1095 г. прежде всего содержала призыв к военной поддержке восточного христианства, которую папа связывал с общей идеей борьбы с врагами христианского мира.

С этого момента народные симпатии стали все больше переходить на сторону концепции Крестовых походов, которая политически разрабатывалась папами, но претерпевала в народном сознании ряд изменений. Ощущается всеобщий подъем духа, идея Крестовых походов зажигает воображение. Хотя в Клермонской проповеди ничего, кажется, не говорилось об Иерусалиме, простых людей все больше привлекала перспектива возвращения христианам святого города, а также — возможности совершать паломничество к святым местам в Палестине. Масса народа была охвачена возбуждением и в порыве энтузиазма способна была на безрассудные действия в духе последователей Петра Пустынника. Движение Крестовых походов набирало силы. Даже когда испарился религиозный идеализм, политические руководители продолжали считать перспективной идею Крестовых походов. Эта концепция — и ее метафорическая интерпретация — обладала в Западной Европе такой силой, что влияние ее ощущалось еще долгое время спустя.

Клермонский призыв получил такой колоссальный отклик, что численность западных армий, устремившихся к Константинополю в 1097 г., вероятно, немало напугала византийского императора. Однако логика развития Крестовых походов двигала эти армии к Иерусалиму. Захват этого города в 1099 г. и основание Иерусалимского королевства (с вассальными княжествами в Эдессе, Антиохии и Триполи *) должны были знамено-

* Точнее, Иерусалимское королевство включало в себя княжество Антиохийское и графства Эдесское и Трииолийское.

75

вать достижение цели Крестовых походов. Но этот успех в значительной мере был обусловлен отсутствием единства среди мусульман этих земель, где шла борьба между несколькими местными вождями. Когда мосульский атабек одолел нескольких своих соперников и силы его увеличились, ему удалось в 1144 г. вернуть Эдессу. Затем в 1169 г. на сцене появился Саладин, объединивший под своей властью Египет и Сирию. Он нанес христианам ряд поражений, и высшей точкой его успехов был захват Иерусалима в 4187 г. Ответом на эту катастрофу явился Третий Крестовый поход (1189—1192). Этот поход после двухлетней осады вернул христианам Акко (1191), однако дальше этого дело не пошло, и крестоносцам пришлось удовлетвориться узкой прибрежной полосой. После этих неудач неудивительно, что возобладали мирские интересы и Четвертый Крестовый поход был обращен против Константинополя (1204).

Народные симпатии по-прежнему устремлялись к Иерусалиму. Распри среди преемников Саладина позволили франкам опять занять город между 1229 — 1244 гг. - на этот раз по договору. Около 1250 г. власть, в Египте и Сирии перешла от Аййубидов (династии Саладина) к Мамлюкам. Их давление на крестоносцев, вскоре привело К постепенному сокращению занимаемой последними территории. После того как Мамлюки штурмом захватили Акко (1291), в течение одного — двух месяцев пали и другие прибрежные города. Попытка возвращения Иерусалима окончилась полным провалом христиан.

Даже после этой заключительной катастрофы меньшинство продолжало надеяться на отвоевание Иерусалима. После превратностей судьбы в XII в. в Западной Европе лучше стали представлять себе мощь мусульманского мира в целом. Европейские лидеры стали обдумывать более широкую и мудрую стратегию и осознали невозможность удержать Палестину и Сирию без контроля над Малой Азией или Египтом. Именно такие идеи подготовили высадку в 1249 г. в Египте войска французского короля Людовика или его же подход на Тунис в 1270 г. Около 1313 г. доминиканский монах Гийом, Адам, путешествовавший по Персии, Индии и Эфиопии;, написал книгу «De modo Saracenos exiirpandi», в которой среди прочего предлагал направить христианский

76

флот в Индийский океан. Суждения о широких стратегических планах, направленных на удержание Иерусалима, можно найти и у других авторов XIV в., писавших о Крестовых походах, таких, как Раймунд Луллий, Марино Санудо и Филипп де Мезьер. Таким образом, концепция Крестовых походов продолжала существовать даже тогда, когда стоявшие у кормила власти были уже не в состоянии предпринимать активные действия для ее реализации.