Значение Крестовых походов для Европы
Исламоведа поражают в средневековой Европе два момента: во-первых, тот путь, которым формировался в Европе XII—XIV вв. искаженный образ ислама, до сих пор продолжающий витать над европейской общественной мыслью,— на этом мы останавливались подробно в предшествующей главе. И, во-вторых, то, как идея Крестовых походов завладела умами и приобрела столь горячих сторонников в Европе — поистине непостижимым образом. Это тем более удивительно, если разобраться, каким безрассудным донкихотством были все эти попытки. В Европе не было ни малейшего представления о военной мощи стран Леванта, а сведения о реальных физико-географических условиях, в которых будут проходить предполагаемые сражения, были весьма туманными. Как лидеры Крестовых походов при существовавших в то время транспортных средствах представляли себе переброску своих войск на огромные расстояния? Рассмотрим различные факты, которые могут разъяснить причины размаха движения крестоносцев.
Из сказанного выше ясно, что после 1095 г. по мере развития идеи Крестовых походов она постоянно переплеталась с религиозным идеализмом. Однако внимание различных светских сил и тенденций также притягивала к себе цель Крестовых походов: силой вернуть европейцам «святые места». К тому времени жизнь многих земель Западной Европы была относительно благополучной. Процветала торговля, росло благосостояние. Заметен был общий подъем духа, рост уверенности в своих силах. Но в жизни некоторых слоев общества стали возникать трудности. Например, значительное число младших сыновей знатных семейств уже не могли сохранять
77
прежний уровень жизни за счет фамильного поместья. Поэтому — и по многим другим причинам — значительная часть энергии высших классов расходовалась на междоусобицы. В поисках путей к достижению большей гармонии и мира в католических землях папы пришли к мысли, что обрести этот путь можно, направив военные силы против неверных. К. концу XI в. опыт норман-ских рыцарей в Южной Италии показал, что вооруженный рыцарь весьма перспективен в военном отношении, так как всего несколько отважных рыцарей, действуя вместе, могли контролировать обширную территорию и со временем завоевывали себе новое поместье.
Все это, однако, еще не объясняет, почему Крестовые походы должны были устремляться на Иерусалим и против мусульман, а, к примеру, не на северо-восток Европы. С религиозной стороны выдвигалась идея паломничества, а для христиан Иерусалим был целью паломничества par excellence. На светскую точку зрения могли повлиять коммерческие устремления некоторых итальянских городов. Но первостепенным фактором явилось то обстоятельство, что ислам веками был для Европы самым серьезным врагом, контролировавшим Средиземноморье от Испании до Сирии, а на востоке и юге, видимо, распространявшимся не зная преград. Даже после 1100 г. в Западной Европе все еще полагали, что мусульмане занимают более половины мира. Многие европейцы осознавали культурное превосходство арабов, а те, кто встречался с ними в Испании, Сицилии или других странах, могли убедиться в их непреложной и спокойной уверенности в превосходстве мусульманской религии. Возможно, что некоторые христиане полагали — в соответствии с рядом положений Ветхого Завета,—что материальное благополучие арабов является знаком божьего расположения к ним. Короче говоря, в отношении жителей Западной Европы к арабам-мусульманам глубокий страх сочетался со столь же сильным восхищением.
К 1095 г. ход событий привел Европу к тому, что боязнь перед арабами несколько ослабла, а решимость бросить арабам военный вызов, напротив, возросла. Захват Толедо в 1085 г. явился важным шагом в испанской Реконкисте, к 1091 г. было закончено норманское завоевание Сицилии. На различных этапах Реконкисты особенно активное участие в ней принимали жители Се-
78
верной Франции. Именно здесь, на севере Франции сформировалась примерно в это же время «Песнь о Роланде», за которой последовали другие chanson de geste. Здесь же возникло столь популярное представление об идеальном франкском рыцаре, чей главный враг — сарацины. Таким образом, ряд факторов, как материальных, так и духовных или психологических, совместились и направили устремления людей на войну — прежде всего на войну против сарацин. Многие обретали в образе христианина-воителя некое выражение собственной сущности и потому стремились еще более возвысить этот идеал, направляя войну против тех врагов, которых они прежде так боялись и чье превосходство в ряде отношений до сих пор оставалось очевидным. Важнейшим следствием Крестовых походов было то,
что именно в них Западная Европа обрела свой дух. И этот положительный результат значением намного превысил политическое и военное поражение европейцев. Несмотря на поражение, Европа продолжала прогрессировать — по иным причинам. С другой стороны, восточное христианство было сильно ослаблено Крестовыми походами и постепенно уступало позиции оттоманским туркам — в этом смысле результаты Крестовых походов были обратны первоначальным целям. В культурном отношении крестоносцы на Ближнем Востоке испытали на себе привлекательность некоторых черт мусульманской жизни и по возвращении домой пытались
подражать им. В государствах крестоносцев было сделано несколько переводов арабских трудов на латынь*.
-----------
* Крестоносцы обогащались на Ближнем Востоке не только культурно, но и материально. Члены духовно-рыцарских орденов, особенно ордена тамплиеров, нередко становились банкирами; их ростовщические сделки приводили к разорению многих франкских рыцарей, ужесточая в последних и без того острую ненависть к этим богатым и надменным монашествующим воителям, пользовавшимся в Иерусалимском королевстве особыми привилегиями. Большую выгоду из Крестовых походов извлекали также итальянские купцы и банкиры, державшие в своих руках торговлю с Восточным Средиземноморьем. Их политический вес в тот период настолько возрос, что во время организации Четвертого Крестового похода в значитель-ной мере именно под влиянием торгового люда Венеции было при-нято решение завладеть Константинополем, а не идти войной на сарацин. В результате расширения торговых и кредитных операций в период Крестовых походов в Западной Европе вновь вошли в обращение исчезнувшие здесь после падения Рима золотые монеты.
79
Однако в целом распространение в Европе арабской духовной и материальной культуры происходило главным образом через арабов Испании и Сицилии.
И наконец, Крестовые походы внесли свой скромный вклад в тягу к новым землям, что привело к открытию Америки* и нового пути в Индию — вокруг мыса Доброй Надежды. В результате Крестовых походов и коммерческой деятельности на Ближнем Востоке европейцы узнали, что за мусульманскими государствами лежат другие — не мусульманские и не христианские. Когда продвижение к Иерусалиму через Средиземноморье и Восточную Европу оказалось практически неосуществимым, некоторые стали задумываться: нельзя ли атако-
--------
Эти монеты, чеканившиеся на Востоке венецианскими купцами и известные под названием «Byzantini Saracenati», имели арабские надписи и датировались по мусульманскому летосчислению вплоть до 1249 г., пока против этого не выступил папа Иннокентий IV.
Среди прочих последствий Крестовых походов для Западной Европы можно указать также на новшества, привнесенные «сарацинами» в военное искусство франков: новые виды осадной техники и тактики, применение зажигательных средств, нововведения в военной архитектуре (такие, как использование в крепостях навесных бойниц) в т. п.
* Выше уже говорилось о той роли, которую сыграл в великих географических открытиях, в том числе в открытии Америки, воспринятый у арабов треугольный «латинский» парус. Необходимо добавить, что контакты европейцев с мусульманским миром способствовали открытию Нового Света и в другой форме. В письме с надписью «из Гаити» (октябрь 1498 г.) Христофор Колумб со ссылкой на Петра из Ани прямо указывает на мусульманские источники, подсказавшие ему мысль о существовании Нового Света. Как это произошло, явствует из собственноручных заметок мореплавателя на принадлежавшей ему рукописи трактата Петра из Айи «Imago mundi», в котором отразилось воспринятое у мусульманских авторов учение о «Куполе земли» (или «Куполе Арина») — точке пересечения экватора и меридиана, проходящего через центр обитаемой части земли. Ил заметок Колумба, пишет И. Ю. Крачкавский, следует, «что именно эта теория Арина, „Купола земли", вызвала у него представление о грушевидной форме земли, причем в западной полусфере напротив „Купола Арина" должен был находиться другой центр, более высокий, чем тот, что на восточной стороне. Таким образом, как ни странно, арабская географическая теория сыграла некоторую роль в открытии Нового Света. Быть может, не без воздействия-той же теории Данте, многим обязанный мусульманской традиции, как выяснилось в XX в., помещал свое „чистилище" на горе в западной полусфере южного полушария, как в параллель старым христианским представлениям о том, что земной рай расположен на крайнем востоке земли, где-то за морями».— И. Ю. Крачковский, Избр. соч., т. IV, М—Л-, 1957, стр. 71.
80
вать сарацин с тыла? Пусть предложение послать христианский флот в Индийский океан не принималось всерьез — возможно, что впоследствии оно не было совсем забыто и оказало некоторое влияние на поиски Индии как вокруг Африки, так и через Атлантический океан. Несомненно, что некоторые сторонники (или участники) открытия новых земель рассматривали эти экспедиции как Крестовые походы — недаром участвовавшие в них носили на одежде крест — отличительный знак крестоносцев.
Глубоко положительное значение Крестовых походов для Европы резко контрастирует с полным отсутствием подобного значения их для мусульманского мира. Для мусульман в целом это была лишь серия пограничных стычек. В последней главе мы остановимся на этом противоречии подробнее.