Иное положение в мусульманском мире

Исходя из приведенных данных об искаженном образе ислама, сложившемся в Европе, и противопоставленном ему образе христианства, базировавшемся на новой интеллектуальной основе, перейдем теперь к совершенно иной ситуации в мусульманском мире. Как я уже говорил, исламоведа, обращающегося к средневековой истории Европы, прежде всего поражает мощь, размах движения Крестовых походов и то важное значение, которое приобретает в европейской системе взглядов новое представление об исламе. Этот неожиданный эффект вызывается прежде всего тем, что в мусульманском мире исследователь не встречается ни с чем похожим.

Если рассматривать Крестовые походы как серию войн между западным христианством и мусульманским миром, естественно полагать, что они занимают одинаковое место в европейской и мусульманской истории,— но это далеко не так. Страны Восточного Средиземноморья, которых на деле коснулись Крестовые походы, были в то время раздроблены между мелкими правите-

103

лями, видевшими основную цель в том, чтобы удержать свое собственное положение и разбить своих местных соперников. У них не было причин объединяться против франков, а порой некоторые из них даже заключали с франками союзы против мусульман. Именно отсутствие единства среди мусульман позволило крестоносцам достичь определенных успехов. Основной мусульманской державой ко времени падения Иерусалима был Сельджукский султанат, под контролем которого находился Багдад и большинство восточномусульманских культурных центров. Но столицей султаната был Исфахан — город в шести неделях пути от театра военных действий. Естественно, что в Исфахане никто не беспокоился по поводу вторжения на сравнительно небольшой и такой далекой территории. Легко заметить, как мало значили Крестовые походы для великого мусульманского историка Ибн Халдуна (ум. 1406), Единственным упоминанием о Крестовых походах в его пространном «Введении в историю» («Мукаддима») служат несколько абзацев о морском контроле над Средиземноморьем и две-три фразы о мечетях и священных зданиях в Иерусалиме3. Словом, для большей части мусульманского мира Крестовые походы были ничуть не важнее, чем для Британии XIX в. стычки на северо-западной границе Индии, а на широкое общественное мнение они, возможно, оказали еще меньшее влияние.

Неспособность понять эту разницу в значении Крестовых походов для Европы и для мусульманского мира привела даже известных европейских историков к преувеличению влияния крестоносцев на жизнь мусульман. Например, утверждали, что крестоносцы привели к распаду Аббасидского халифата и отвлекли мусульман от должного сопротивления монголам. Подобные утверждения весьма слабо обоснованы. Аббасиды практически не имели политической власти уже к 945 г., быть может воспрянув несколько после 1191 г., когда Саладин, который как суннит признавал их, окончательно подавил Фатимидов в Каире. Что касается сопротивления монголам, то ответственность ложится прежде всего на восточномусульманских правителей, которых Крестовые походы не затронули. Историки Европы говорят также о влиянии Крестовых походов на изменившееся отношение мусульман к христианам. Однако это представляется

107

весьма сомнительным и могло происходить лишь временно и только в ограниченных областях, подвергшихся нашествию крестоносцев. Некоторые мусульманские вожди объявляли себя ведущими джихад, т. е. священную войну, что, несомненно, увеличивало энтузиазм их сторонников. Но концепция джихада была почтенного возраста и не находила широкого общественного отклика. У мусульман не возникло нового представления о христианстве в результате Крестовых походов. В этом смысле они сохранили свой собственный искаженный образ христианства, сформировавшийся во времена Мухаммада и поддерживавший в них сознание собственного превосходства.