Реакция европейцев на появление мусульман
Вторжение в Испанию и Сицилию означало, что некоторое время мусульмане жили бок о бок с христианами в Западной Европе. Но не их присутствие, однако, вызвало особо резкую реакцию — если не считать их непосредственных соседей. Можно рассматривать как такую реакцию Крестовые походы во второй половине XI в., но ведь центром их'был север Франции, далекий от мусульманского государства. Если принять, что Крестовые походы были неким «ответом» исламу, то придется объяснить, как случилось, что мусульмане стали восприниматься в качестве серьезной угрозы областями, столь удаленными от них.
Помимо торговых связей, на которых мы остановимся в следующей главе, между Францией и Испанией существовали и другие контакты. Среди французов, вероятно, еще жива была память о победе Карла Мартела в 732 г. и о кампаниях Карла Великого — даже если считать, что эпизод, который лег в основу «Песни о Роланде», обрел окончательную редакцию лишь в XI в. Карл Великий поддерживал дипломатические отношения с багдадским халифом Харун ар-Рашидом, так же как с его врагом, омейядским эмиром в Испании. По этому каналу в Европу могли поступать какие-то сведения о размерах и могу-
31
ществе мусульманского мира. В 858 г. два монаха и Сэн-Жермэн де Прэ были досланы в Испанию за останками св. Винсента Сарагосского, чтобы доставить их Париж. Когда они обнаружили, что останки св. Винсента исчезли, им предложили проехать в Кордову, где они получили останки трех мучеников, казненных в 852 г. за оскорбительные антиисламские выкрики в мечети 9. Во время пребывания в Кордове они, вероятно, собрали некоторые сведения об исламе и о 'положении христиан при мусульманском правлении. В Центральной Италии продолжались столь же прямые столкновения с исламом на! протяжении всего IX в. Как уже отмечалось выше, под угрозой был сам Рим, а около 830 г. папа вынужден был ежегодной да«ью откупаться от нападений мусульман. Весьма возможно, что известия о трудностях, испытываемых папой, дошли до прочих вождей христианского мира. Ни один из этих фактов не объясняет, почему население Северной Франции, Фландрии и Гермаиии испытывало такую ярую ненависть к мусульманам, хотя возможно, что каждый из них явился вкладом в формирование представления об исламе как о Великом Враге.
Более тесная связь с французскими областями возникла с ростом числ^а паломников в Компостелу 10. Чуть раньше середины X в. там был найден древнеримский саркофаг, и распространилась легенда, что в нем хранились кости св. Иакова, привезенные из Палестины. В Компостелу начали стекаться паломники —сначала, конечно, лишь из Испанской Галисии, но со временем, поскольку слава гробницы росла, они стали приходить и из-за Пиренеев. Первым известным паломником был французский епископ, совершивший в 951 г. этот путь с большой свитой. Монахи из Клюни поддерживали и ободряли паломников, и вскоре была проложена «дорога пилигримов» с постоялыми дворами, где путники могли получить кров и еду. В средневековой испанской литературе этот путь известен как camino frances — «французская дорога», хотя кроме французов по нему шли и паломиики из Италии и Германии. В 997 г. святой город был атакован и разграблен Альмаизором, однако сама гробница осталась нетронутой, что показывает, каким ценным и значительным святилище считалось в то время Здесь уместно также отметить, что представления о поло-
32
жении христиан в Испании и об их борьбе с мусульманами должно быть, также проникали на север по «дороге пилигримов». Как будет показано далее, это постепенно вовлекало французов, а затем и другие народы в Реконкисту. Пока же необходимо еще раз подчеркнуть, что присутствие мусульман в Испании и Сицилии получило отклик в более северных частях Европы.