Торговля между Западной Европой и мусульманским миром
Разумеется, детальное изучение условий торговли между Западной Европой и мусульманским миром вы-являет много неясностей, но для целей данной работы .достаточно будет краткого изложения основных аспектов этой торговли. Анри Пирен выдвинул спорное предположение, что арабское завоевание Северной Африки и Испании изменило старые пути торговли и заставило Западную Европу обратиться к Северу вместо Средиземноморья3. Хотя Испания была в контакте с Восточным Средиземноморьем, в большей части Западной Европы торговля с арабами во второй половине VIII в. стояла на низком уровне и развивалась лишь постепенно. Инициаторами ее развития явились арабы. К 800 г. их флот преобладал в большей части Средиземноморья, хотя византийцы еще сохраняли за собой Адриатическое и Эгейское моря. Арабские пираты базировались на Сардинии и Корсике вплоть до XI в., а в промежутке между 891 и 973 гг. в Гард-Фрэнэ, на побережье между Марселем и Ниццей существовал их центр, откуда они проводили как наземные, так и морские рейды4. Иногда так называемые пираты атаковали и мусульманские суда, но вероятнее они в значительной мере обеспечивали арабское господство на море. В результате об арабах узнали и в Амальфи (начиная с IX в.), который часто выступал их союзником, и в Пизе (начиная с X в.). Некоторые сообщения о контактах такого рода относятся даже к VIII в.
Ко второй половине X в. торговля между Западной
37
Европой и мусульманским миром определенно развивалась и объем ее увеличивался. Однако здесь в первую очередь нужно отметить, что транспортировка грузов через Средиземное море осуществлялась не арабами, а итальянцами. Амальфи и Венеция первыми проложили морской путь не только в Тунис, но и в Египет и Сирию. За ними вскоре последовали Пиза и Генуя, быстро вытеснившие Амальфи, возможно потому, что они были расположены удобнее для доставки товаров с севера. Даже в перевозках товаров из Магриба — западной части мусульманского мира (Испания и Северная Африка) — на восток арабы, кажется, принимали меньшее участие, чем магрибинские евреи.
Причины снижения арабской доли в торговых перевозках неясны. Клод Казн убедительно доказал, что эти причины кроются не в отказе арабов от путешествий в немусульманские страны и не в высылке мусульман правителями этих стран, но скорее в отсутствии у арабов интереса к торговле с ними (за исключением Италии и Византии). Возможно, они считали объем этой торговли слишком незначительным, чтобы уделять ей внимание, или находили более выгодным предоставить транспортировку товаров немусульманам. К тому же решение этих проблем не зависело от одних только купцов, поскольку фатимидские правители Египта и, возможно, другие мусульманские правительства, заинтересованные в торговой пошлине с иноземных купцов, старались привлечь их на свои рынки. Так, грузы из Италии в Египет доставляли итальянцы, но транзит через Египет в Красное море или в Судан им разрешен не был. Сами итальянцы, кажется, переняли этот принцип для своих связей с Центральной Европой; на сходной основе развивалась и их торговля с Византией и с Испанией. Подобная налоговая политика была скорее в интересах правительства, чем купцов, она свидетельствует, что, хотя ислам и покровительствовал торговле, политической властью мусульманские купцы почти не обладали.
К 1000 г. объем торговли по различным торговым путям, очевидно, меняется. Некоторые из этих изменений связаны с ростом могущества Фатимидской державы. Фатимиды, шиитская династия, выдвинулись в Тунисе в 909 г. Они отказались подчиняться аббасидским халифам в Багдаде и в 969 г., завоевав Египет, перевели
38
туда свое правительство и основали Каир — свою столицу.
Для осуществления своих захватнических замыслов Фатимиды нуждались либо в корабельном лесе, либо в готовых судах, им также необходимо было железо — из Италии или из других частей Европы. Итальянских купцов, которые вели с ними торговлю в Тунисе, теперь поощряли прибывать прямо в Египет. К востоку от Суэца направление торговых путей также изменилось в пользу Фатимидов. Мореплавание по Персидскому заливу стало опасным, возможно, из-за восстания карматов, захвативших Бахрейн. В результате товары из Индии, Юго-Восточной Азии и Китая попадали через Красное море либо в Йемен, либо в Египет. Отношения между Восточной Европой и Центральной Азией также ухудшились, и караваны из Ирака и Персии вместо того, чтобы следовать в Константинополь или Северную Сирию, сворачивали в Александрию или в Триполи, который вместе с большей частью Сирии был во власти Фатимидов.
Специфические черты торговли между Западной Европой и мусульманским миром напоминают колониальную торговлю XIX—XX вв., с той только разницей, что в положении колонии была Европа. Ее импорт из мусульманского мира состоял в основном из потребительских товаров, взамен она экспортировала сырье и рабов.
Многие из них происходили из славянских язычников, и поэтому в английском, французском и других европейских языках слово stave — «раб» является производным от Slav — «славянин». Большая часть торговли рабами шла через Испанию, далее рабы следовали в Египет и на Восток. Принятие славянами христианства к XI в. исчерпало этот источник. Среди сырья, как уже упоминалось, особенно важным считался корабельный лес и железо, поскольку и того и другого было мало в мусульманских землях. К XII в. или несколько ранее и Европа нашла себе сырье, которое стали вывозить из арабских стран: квасцы. Европейское текстильное производство использовало методы, при которых квасцы были необходимы. Поставку квасцов осуществлял Египет, поскольку сами египтяне ими почти не пользовались.
39