Предисловие

Творческое наследие замечательного советского ученого Николая Михайловича Никольского (1877— 1959) поражает своей многогранностью и широтой научного кругозора. Он приобрел известность как крупный специалист в области истории древнего Востока, как основоположник русской и советской школы библеистики, как выдающийся знаток истории религии и церкви и, наконец, как оригинальный исследователь-этнограф. Все эти различные сферы научной деятельности в творчестве Н. М. Никольского тесно соприкасались и органически переплетались, взаимодополняя и обогащая друг друга. Его работы отличаются глубиной научного поиска, блестящей эрудицией, прекрасным стилем изложения. Многие из них не утратили своей научной ценности и в наше время. Всю свою жизнь Николай Михайлович уделял большое внимание изучению марксистско-ленинской теории, которой он начал интересоваться еще в студенческие годы, в период учебы на историко-филологическом факультете Московского университета. «Марксистско-ленинскому учению, — писал он впоследствии, на склоне своих лет,—я обязан всеми научными удачами и успехами».

Н. М. Никольский прожил долгую и славную жизнь. В годы первой русской революции 1905—1907 гг. он сблизился с большевиками. На его квартире проходили заседания Московского комитета большевистской партии. Н. М. Никольский был активным членом лекторской группы Московского комитета РСДРП (б), выступал с публикациями в большевистских газетах «Борьба», «Светоч», «Свободное слово».

После победы Великой Октябрьской социалистической революции, будучи уже сложившимся ученым-

5

востоковедом и опытным педагогом, Н. М. Никольский отдает все свои силы и знания советскому народу. Он никогда не был ученым кабинетного типа. Свою поистине колоссальную научную работу он всегда сочетал с большой педагогической, научно-организационной и общественно-политической деятельностью. В 1919—1921 гг. он был ректором Смоленского государственного университета. В конце 1921 г. Николай Михайлович переезжает в Минск и становится профессором Белорусского государственного университета. В 1937 г. он возглавил Институт истории Академии наук БССР.

Н. М. Никольский считал своим долгом борьбу против насилия и угнетения, мракобесия и невежества. Вся • его жизнь была пронизана чувством горячего патриотизма, который особенно ярко проявился в годы Великой Отечественной войны. Оказавшись на оккупированной немецко-фашистскими захватчиками территории, Н. М. Никольский, несмотря на свой преклонный возраст в августе 1943 г. ушел с помощью своих учеников к партизанам. Именно здесь, находясь на отвоеванной советскими патриотами у фашистов территории, он сумел завершить две фундаментальные работы по истории древнего Востока, которые подвели итоги его многолетним научным исследованиям.

Научная и общественно-политическая деятельность Н. М. Никольского получила всенародное признание и высокую оценку. В 1931 г. он был избран академиком Академии наук БССР, а в 1946 г.—членом-корреспондентом АН СССР. В 1944 г. за заслуги перед советской наукой Н. М. Никольский был награжден орденом Ленина. В 1947 г. белорусский народ оказал ученому высокое доверие, избрав его депутатом Верховного Совета БССР.

Во всем многообразии научных интересов Н. М. Никольского можно выделить круг вопросов, которые являются своеобразным стержнем, пронизывающим и скрепляющим воедино все его творчество. Это религиоведение, история религии и церкви, критическая библеистика. Интерес к изучению этих проблем отнюдь не являлся чисто теоретическим увлечением выдающегося ученого.

Н. М. Никольский был воинствующим атеистом в подлинном смысле этого слова. Еще в 1908 г., в одной

6

из ранних своих атеистических работ, он, исполненный уверенности и оптимизма, писал: «...победоносное шествие науки постепенно сметает все остатки старого, схоластического богословия; взлелеянные им старые идолы гибнут безвозвратно под ударами критики... Солнце уже блестит, но ночь была длинна; и как бессилен ночной туман побороть прорывающиеся лучи утреннего солнца, так же бессильны и все попытки сторонников религиозного обскурантизма остановить победное шествие науки, пролагающей путь царю вселенной—человеческому разуму!»1

Как специалист по истории древнего Востока Н. М. Никольский известен прежде всего своими исследованиями, посвященными истории древнего Израиля, Вавилонии, Ассирии, Финикии, Хеттского царства. Основное внимание ученый уделял анализу социальноэкономического строя древневосточных государств. Взгляды Н. М. Никольского по данному вопросу претерпели значительную эволюцию. Первоначально он придерживался традиционной для западной исторической науки «теории цикличности», согласно которой на древнем Востоке существовали в свое время феодализм, капитализм и даже «социализм». Однако позднее, решительно порвав с этой буржуазной концепцией, он пришел к выводу о том, что на древнем Востоке был распространен ранний рабовладельческий строй, при котором рабовладельческая форма эксплуатации не получила еще достаточного развития и не составляла в силу этого основы производства. Общественно-экономический строй древневосточных государств, по мнению Н. М. Никольского, представлял собой переходный этап от первобытной общины к рабовладельческой формации. Характерной чертой этого строя было сохранение общинных коллективов, подчиненных «связующему их единству в лице царя, который выступал как высший и единственный собственник земли»2. Труды Н. М. Никольского по истории древнего Востока (и особенно его последние работы в этом направлении) в немалой степени содействовали выяснению специфики древневос-

1 Н. М. Никольский. Царь Давид и псалмы. СПб., 1908, стр. 76.

2 Н. М. Никольский. Частное землевладение и землепользование в древнем Двуречье, Минск, 1948, стр. 131.

7

точного общества и являются значительным вкладом в развитие советской исторической науки.

Изучая социально-экономическую жизнь древневосточных народов, Н. М. Никольский не мог, естественно, пройти мимо религии, игравшей огромную роль в их государственной и общественной жизни. Анализу религии, выяснению ее места и роли в истории Вавилонии, Ассирии, Хеттского царства, Финикии отведены многие страницы его научных трудов. Одна из его последних работ специально посвящена общинным и земледельческим культам древней Финикии1.

Особое внимание уделил Н. М. Никольский изучению древнееврейской религии. Уже в ранних своих работах, изданных в дореволюционное время, — «Иудея при Маккавеях и Асмонеях», «Древний Израиль» он решительным образом высказался против богословской «теории» об извечности древнееврейского монотеизма. В книге «Политеизм и монотеизм в еврейской религии», опубликованной на белорусском языке в 1931 г., легенда о монотеистическом характере древнееврейской религии, созданная усилиями иудейских и христианских богословов, была развенчана самым убедительным образом.

Большое значение для изучения древнееврейской религии имеет также обширное введение, написанное Н. М. Никольским к книге А. Б. Рановича «Очерк истории древнееврейской религии»2. В нем он обратил особое внимание на то, что переход от политеизма к монотеизму является закономерностью, обусловленной развитием социально-экономических отношений.

Уже в начале XX в. Н. М. Никольский проявил серьезный интерес к критическому анализу Библии. Под его редакцией была издана серия книг немецких ученыхбогословов В. Вреде, А. Гарнака, Ю. Велльгаузена, А. Юлихера, Р. Кнопфа, Г. Гольмана, О. П. Пфлейдерера, М. Брикнера, Д. Д. Штрауса под общим названием «Религия и церковь в свете научной мысли и свободной критики». Сам Н. М. Никольский написал для этой

1 См. Н. М. Никольский. Этюды по истории финикийских общинных и земледельческих культов. Минск, 1948. 2 Н. М. Никольский. Некоторые основные проблемы общей и

религиозной истории Израиля и Иуды. —А. Б. Ранович. Очерк

истории древнееврейской религии. М., 1937,

8

серии работу «Царь Давид и псалмы»—чрезвычайно смелую и оригинальную для того времени. Научный анализ псалмов имел большое атеистическое значение, так как с древнейших времен и до наших дней они используются для богослужения. Никольский убедительно доказал, что псалмы, приписываемые царю Давиду, берут начало из древнееврейской лирической литературы и что некоторые из них носят светский характер. В дальнейшем, уже в советское время, в работе «Следы магической литературы в книге псалмов»1 он выделил группу псалмов, истоки которых, по его мнению, следует искать в магической литературе, распространенной в странах древнего Востока. Никольский пришел к выводу, что большинство псалмов имеет магическое и культовое происхождение. Специальное исследование ученый посвятил изучению керубов—огромных изваяний, стоявших у храма Соломона2. Он проанализировал вопросы об анимистических корнях древнеизраильской религии, о характере пластических изображений керубов, о взаимном влиянии древневосточных культур. Никольский считал, что в Израиле происходило скрещивание и чередование влияний Египта, Ассирии и Вавилонии, что, несомненно, сказывалось и в сфере религиозной. Эти выводы наносят сокрушительный удар по богословским концепциям о «богооткровенности» древнееврейской религии.

Вопрос о происхождении книг Нового завета был рассмотрен в работе Никольского «Иисус и первые христианские общины», опубликованной в 1918 г. Историю создания христианской части Библии ученый рассматривает в тесной связи с историей раннего христианства. Известно, что экземпляр этой книги имелся в личной библиотеке В. И. Ленина и он пользовался ею при написании своего труда «О значении воинствующего материализма».

В вопросах, связанных с происхождением раннего христианства, ученый стоял на позициях так называемой «Працы БДУ», книга 4—5. Минск, 1923, стр. 15—24; «Працы БДУ», книга 12. Минск, 1926, стр. 64—81.

2 Н. М. Никольский. Керубы по данным Библии и восточной археологии. — «Труды БГУ», т. 2—3. Минск, 1922, стр. 198—199.

10

исторической школы, считавшей Иисуса подлинной исторической личностью. В своей работе «Талмудическая традиция об Иисусе» 1 он стремился показать, что Талмуд в какой-то степени может служить историческим источником и что он добавляет некоторые детали к евангельским легендам об Иисусе Христе. Однако, на наш взгляд, излишнее доверие к евангельской традиции делает концепцию ученого по вопросу о реальности существования Иисуса уязвимой для критики.

При изучении Нового завета Н. М. Никольский придавал особое значение анализу раннехристианской эсхатологии. Этому вопросу была посвящена его книга «Мировой и социальный переворот по воззрениям раннего христианства» (М., 1922). В ней он подробно анализирует эсхатологические воззрения, получившие отражение в синоптических евангелиях, Деяниях и Посланиях апостола Павла и в Апокалипсисе (Откровении Иоанна). Никольский тщательно прослеживает различия в эсхатологических взглядах основных раннехристианских групп и течений, обусловленные в первую очередь различием в их социальном составе. Он показывает, что стремление народных масс сбросить гнет эксплуатации и построить общество социальной справедливости в какой-то степени находило отражение в христианском учении «о конце света» и установлении «тысячелетнего царства Христова» на земле. Поскольку в эсхатологических воззрениях отражались настроения социального протеста, свойственные первоначальному христианству, христианская церковь постаралась отодвинуть их на задний план и заменить представления о социальном возмездии и «тысячелетнем царстве» идеей загробного воздаяния и потустороннего «царства божия».

Острая потребность в атеистической литературе, посвященной выяснению вопроса о происхождении религиозных праздников и обрядов, натолкнула Н. М. Никольского, принимавшего активнейшее участие в антирелигиозной работе, развернувшейся после победы Великой Октябрьской социалистической революции, на мысль написать книгу на эту тему. Она вышла в 1926 г.

1 Н. М. Никольский. Талмудическая традиция об Иисусе. — «Труды БГУ», 1925, № 7, стр. 138—161,

11

под названием «Происхождение еврейских праздников и христианского культа». В 1931 г. появилось ее второе, дополненное и переработанное, издание—«Еврейские и христианские праздники, их происхождение и история» В этой работе Н. М. Никольский развенчивает легенда о том, что еврейские и христианские праздники был» связаны с божественными установлениями Библии. Автор показывает, как в зависимости от изменения социально-экономических и политических условий жизни народов происходило изменение в содержании и ритуале этих праздников. Он приходит к выводу, что, несмотря на несомненные связи, существовавшие между иудаизмом и ранним христианством, еврейские и христианские праздники имеют принципиальные отличия. Христианские праздники сложились, когда христианство окончательно порвало с иудаизмом. Н. М. Никольский далее отмечает существенное различие в характере городских и деревенских христианских праздников. Книга Н. М. Никольского, в которой нашли концентрированное выражение его глубокие знания в области истории древ нееврейской и христианской религии, библеистики, с од ной стороны, и его убежденность воинствующего ате иста—с другой, не утратила своего значения и в наши дни. Она помогает разобраться в происхождении и сущности еврейских и христианских праздников и обрядов, способствует развенчиванию религиозного культа, которому и в настоящее время отводится в религии важнейшее место. Недаром церковники именуют культ «небом на земле»: он является тем мостиком, который как бы соединяет сверхъестественный мир, существующий в сознании верующего человека, с миром реальным, земным.

Н. М. Никольский справедливо считается также крупным историком русской православной церкви, историком старообрядчества и сектантского движения. По заказу издательства «Атеист» он подготовил капитальный труд—«История русской церкви», который вышел в 1930 г., а в следующем 1931 г. был переиздан. В нем был дан глубокий научный анализ истории русской церкви и религиозных движений в России. Написанная, как и все работы Никольского, живым и ярким языком, насыщенная богатым фактическим материалом, эта талантливая книга продолжает оставаться ценным

12

пособием для всех, кто занимается историей русской церкви, старообрядчества и сектантства.

Большое место вопросам изучения религии было отведено Н. М. Никольским и в его этнографических изысканиях. В 1929 г. вышла его книга «Дохристианские верования и культы днепровских славян», написанная в значительной мере на этнографическом материале. Н. М. Никольский опубликовал этнографические работы, анализирующие так называемые волочебные (т. е. волшебные) песни белорусов 1, пережитки культа животных и растений у белорусского крестьянства2, белорусскую свадебную обрядность3. Все эти исследования Н. М. Никольского отличаются не только обобщением 1богатого материала, зоркостью исследовательского глаза, но и богатством эрудиции, широтой научных обобщений.

Данный сборник избранных произведений Н. М. Никольского рассчитан на широкий круг читателей, заинтересованных в повышении уровня своих знаний по истории религии, в первую очередь на пропагандистов атеизма, преподавателей вузов, научных сотрудников, аспирантов и студентов. Поэтому из поистине огромного творческого наследия ученого были отобраны четыре работы, которые, по мнению составителя, не утратили своей актуальности и представляют несомненный интерес для атеистической общественности. Они в равной степени характеризуют ученого и как выдающегося специалиста в области истории религии, и как убежденного, «воинствующего» атеиста.

Сборник открывается докладом «Религия как предмет науки», который был прочитан Н. М. Никольским на торжественном заседании Белорусского государственного университета в 1922 г.

В докладе «Религия как предмет науки» содержится анализ религии с точки зрения марксистской науки, формулируются основные принципы подлинно научного

1 Н. М. Никольский. М;фология i абрадавасць -валачобных песень.—«Працы секцыи этнаграфп АН БССР». Мтск, 1931.

2 Н. М. Никольский. Жывёлы у звычаях, абрадах i верованиях беларускага сялянства. — «Працы секцыи этнаграфп АН БССР», вып. II. MiHCK, 1933.

3 Н. М. Никольский. Происхождение и история белорусской свадебной обрядности. Минск, 1956.

13

подхода к изучению религии как явления естественного порядка, социального по своей сущности. Н. М. Никольский подвергает острой критике богословский подход к изучению религии, в том числе и так называемый критический, который не имеет ничего общего с научной методологией. В докладе дается краткий исторический очерк, рассказывающий о становлении научного религиоведения, приводится характеристика основных религиоведческих школ и направлений. Большое внимание уделено Н. М. Никольским изложению существа марксистской концепции религии, которая положила начало подлинно научному религиоведению. Однако серьезным недостатком доклада является то, что в нем не упоминаются специальные работы ф. Энгельса, посвященные происхождению христианства. Возможно, это связано с тем, что они тогда еще не были переведены на русский язык.

Доклад характеризует Н. М. Никольского как одного из основоположников советской школы религиоведения и является как бы своеобразным религиоведческим введением к остальным его трудам, помещенным в сборнике.

Другие работы, вошедшие в сборник,—«Политеизм и монотеизм в еврейской религии», «Мировой и социальный переворот по воззрениям раннего христианства», «Христианские праздники» (из книги «Еврейские и христианские праздники, их происхождение и история») связаны определенным единством тематики, поскольку генетическая связь первоначального христианства с древнееврейской религией не подлежит никакому сомнению. Поэтому данный сборник является в сущности тематическим. Учитывая это, составитель расположил отдельные его части таким образом, чтобы между ними соблюдалась последовательная взаимосвязь — историческая и логическая.

Исследование Н. М. Никольского «Политеизм и монотеизм в еврейской религии», написанное на белорусском языке, является первым марксистским трудом, посвященным анализу этой проблемы. В работе убедительно показана .несостоятельность утверждений некоторой части буржуазных ученых об извечности еврейского монотеизма. Более того, ученый приходит к выводу о том, ч1то не только иудаизм, но и другие так

14

называемые мировые религии—христианство, ислам— не могут считаться строго монотеистическими.

Следует иметь в виду, что Н. М. Никольский в период написания работы придерживался теории «циклизма». Поэтому он считал возможным говорить о феодальном периоде в истории древнееврейского государства и соответственно о феодальных культах, о развитии капиталистических отношений в период эллинизма и т. д. В дальнейшем, как уже упоминалось выше, Н. М. Никольский пересмотрел свою концепцию, отказавшись от «теории циклизма». Основные положения и мысли ученого относительно политеистического характера древнееврейской религии стали прочным достоянием советской науки. Исследования в этой области продолжил его ученик А. Б. Ранович, который в 1937 г. опубликовал фундаментальный труд «Очерк истории древнееврейской религии». Работа Н. М. Никольского впервые публикуется на русском языке в переводе доктора философских наук И. А. Крывелева.

Работа «Мировой и социальный переворот по воззрениям раннего христианства» является единственным в советской атеистической литературе исследованием, посвященным специально анализу христианской эсхатологии. Между тем эта проблема имеет не только теоретический, но и практический интерес. В выяснении вопросов, связанных с происхождением и социальной сущностью эсхатологических воззрений в раннем христианстве и дальнейшей эволюцией христианской эсхатологии, работа Н. М. Никольского окажет большую помощь пропагандисту атеизма в его практической деятельности.

Из книги «Еврейские и христианские праздники, их происхождение и история» для сборника выбрана вторая ее часть, посвященная анализу происхождения христианских праздников и обрядов. Несмотря на то что в дальнейшем появился ряд работ, посвященных этой теме, работа Н. М. Никольского по-прежнему остается ценным пособием по проблеме исторических корней христианского культа.

При подготовке сборника к публикации составитель всюду сохранил цитаты из Библии без каких-либо изменений, поскольку их переводы были выполнены самим Н. М. Никольским. Отсылки к Библии также сохранены

15

в неизменном виде (римские цифры указывают главу, а арабские—стих). В работе «Монотеизм и политеизм в еврейской религии» авторские сноски даются в том виде, как они были даны в белорусском оригинале.

Сборник снабжен примечаниями, в которых содержатся необходимые сведения о времени и месте первого издания, повторных изданий, именным указателем.

16